Возросшая сложность задач, связанная с реформированием Вооруженных сил Российской Федерации, необычная мозаика процессов, происходящих в духовной сфере многонациональных воинских коллективов, контрактная служба военнослужащих, отдельные негативные явления (неуставные взаимоотношения, самовольные оставления частей и подразделений) – все это усиливает важность поворота к конкретному человеку, переводу этой задачи из теоретической в плоскость осуществления практических мер.
В этой связи индивидуальная воспитательная работа выдвигается в одно из приоритетных направлений в деятельности командиров, офицеров-воспитателей.
Военно-педагогическая наука под методикой индивидуальной воспитательной работы понимает – совокупность форм, методов и средств, с помощью которых реализуются ее основные функции – изучение военнослужащего с целью определения наиболее эффективного воздействия на него: планирование; организация; проведение и оценка достигнутого.
Войсковой опыт показывает, что работа по изучению личностных особенностей военнослужащих, по учету воздействий всех объективных и субъективных факторов, влияющих на военнослужащего, приносит успех, когда соблюдаются принципы индивидуальной воспитательной работы.
Индивидуально-воспитательная работа – это систематическое и целенаправленное влияние воспитателей (командиров, начальников) на воспитуемых (военнослужащих), осуществляемое с учетом их индивидуальных особенностей, с использованием целесообразных в определенных условиях методов, форм и средств воспитания.
Система индивидуальной воспитательной работы включает:
– определение целей и задач (формирование у военнослужащих моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированности, гордости и ответственности за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации);
– планирование (в планах боевой подготовки части на период обучения, ежемесячно – в планах воспитательной работы, по укреплению воинской дисциплины);
– определение, кто и с кем индивидуально работает;
- обучение практике индивидуальной воспитательной работы;
– изучение и учет индивидуальных особенностей военнослужащих, применение наиболее эффективных форм, методов и средств воздействия;
– организация оперативной информации о настроениях, интересах, нуждах и запросах личного состава;
– анализ и обобщение передового опыта.
Индивидуально-воспитательная работа с военнослужащими контрактниками преследует несколько задач, которые составляют ее содержание.
Основные задачи индивидуально воспитательной работы:
♦ формирующая: предусматривает целенаправленную выработку у воинов личностных качеств, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей по должностному предназначению;
♦ мобилизующая: способствует созданию в сознании военнослужащего настроя на достижение цели, стоящих перед ним или воинским коллективом;
♦ профилактическая: позволяет формировать у воинов установку на недопустимость и предупреждение отклонений в их поведении;
♦ развивающая: характеризует индивидуально – воспитательную работу с точки зрения ее возможностей по позитивному изменению интеллектуальных, физических и других личностных качеств военнослужащих;
♦ перевоспитательная: связана с устранением отдельных негативных качеств личности воинов.
Индивидуально-воспитательная работа проводится с целью полного изучения личных качеств каждого подчиненного, его сильных и слабых сторон, формирование у него морально-психологических качеств. Она осуществляется постоянно и повсеместно, как в ходе плановых занятий, так и в повседневной деятельности. В каждом случае ее цели и задачи могут конкретизироваться.
Планирование и учет проведенных мероприятий индивидуально-воспитательной работы ведется в рабочих тетрадях соответствующих командиров, в них отражается:
♦ проведение индивидуально – воспитательной работы с каждым военнослужащим;
♦ обучение командиров взводов, групп, батарей, (прапорщиков), старшин, практике воспитательной работы;
♦ работа с военнослужащими, склонными к нарушениям воинской дисциплины и правопорядка;
♦ работа с военнослужащими, состоящими в группе динамического наблюдения;
♦ работа с семьями офицеров, мичманов (прапорщиков), старшин, и матросов по контракту;
♦ социально-биографические данные на весь личный состав.
Практика воспитательной работы в воинских частях и подразделениях свидетельствует о том, что ее эффективность зависит от умения младших командиров изучать и учитывать индивидуальные особенности война контрактника. Действенность воспитательной работы командира с каждым военнослужащим во многом зависит от того, насколько хорошо он знает своего подчиненного, может ли найти наиболее целесообразные формы, методы, средства и приемы воздействия на сознание, чувства и поведение воинов. Сущность индивидуально-воспитательной работы состоит в том, что она своим содержанием и методами обращена прямо к личности военнослужащего.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.