Отношение детей к природе как результат экологического образования

Страница 3

Осознанно-правильное отношение к природе, являющейся стержнем экологической культуры, строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; осознании специфики живого и его самоценности, зависимости жизни от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека; понимании изначальной красоты явлений природы, живых существ, если их развитие происходит в полноценных естественных или специально созданных условиях.

Исходным звеном воспитания осознанно-правильного отношения детей к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста, развития, жизнь в сообществах.

Каким же образом метод совместной деятельности по созданию условий для растений и животных, которую осуществляют учитель и дети способствует формированию положительного отношения к природе?

Прежде всего, отношение складывается на основе тех конкретных пояснений, которые дети получают от учителя по каждой ситуации. Дети узнают, что растения надо поливать, а животных кормить, они узнают, что каждый из обитателей получает свой, совершенно определенный, корм. В эти пояснения вкладывает конкретные, небольшого объема программные знания, многократно повторяя их в сходных ситуациях.

Для формирования отношения словесного пояснения недостаточно, поэтому педагог на глазах у детей проделывает практически все то, что он обозначил словом. Действие и слово дополняют друг друга – это два приема, которые сливаются в единый педагогический акт и выступают как образец взаимодействия человека с природой на конкретном примере. Со слов дети узнают, что перед ними живые существа, у которых есть потребности в определенных условиях. Трудовые действия взрослого и детей восполняют те факторы внешней среды, которых не хватает в данный момент.

Влияние на становление правильного отношения детей к природе оказывает интонация. Мягкая, ласковая, сочувствующая интонация выражает отношение самого учителя и служит для детей примером проявления чувств и заботы о питомцах.

Таким образом, положительное отношение детей к природе должно являться стержнем формируемой у них культуры взаимодействия с природой, являться важным направлением экологического образования, отражающим результат всей эколого-педагогической работы с детьми, ее конечным продуктом и показателем.

Страницы: 1 2 3 

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru