Дидактические игры можно использовать на различных уроках и на различных этапах урока:
на этапе знакомства с новой темой;
на этапе проверки знаний, умений и навыков;
на этапе повторение пройденного материала;
на этапе закрепления и т. д.
Для развития творческих способностей в игре, детям были предложены следующие виды игр:
Опыт показал, что использование данного приема заметно стимулировало общую, речевую и игровую творческую активность детей.
На третьем этапе нашей работы (контрольный эксперимент) мы подвели итоги проделанной работы по развитию творческого начала посредством дидактических игр.
Тестирование проводилось с помощью контрольного теста. Состоящего из трех заданий.
1 задание: «Волшебная цепочка». Дается слово. Необходимо изменять по одной букве в слове и получить целую цепочку новых слов.
Высокий уровень – 6 и более слов – 2 очка.
Средний уровень – 3-4 слова – 1 очко.
Низкий уровень – 0-2 слова – 0 очков.
2 задание: «Наборщик». Учитель читает стихотворение:
Если взять большое слово,
Вынуть буквы,
Раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
Дается слово «Грамотей». Задание составить 10 слов из данного слова.
Высокий уровень – 8-10 слов – 2 очка;
Средний уровень – 5-7 слов –1 очко;
Низкий уровень – 0-4 слова – 0 очков;
3 задание «Расскажи сказку».
Детям дается два несвязанных друг с другом персонажа (Айболит и солдат). Требуется за 1 минуту придумать сказку с указанными героями.
В ходе рассказа творчество ребенка оценивается по следующим признакам:
скорость процессов воображения;
необычность, оригинальность образов;
богатство фантазии;
глубина и проработанность (детализированность) образов;
впечатлительность, эмоциональность образов;
По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.
0 баллов – данный признак в рассказе отсутствует;
1 балл – данный признак есть, но выражен слабо;
2 балла – соответствующий признак выражен достаточно сильно;
Данные по уровню развития творческих способностей младших школьников посредством дидактической игры отображены в сводной таблице 2.
Таблица 2. Сопоставление уровней развития творческих способностей младших школьников на конец года.
Класс уровень |
Экспериментальный класс 1 «Г» класс 24 чел. |
Контрольный класс 1 «В» класс 26 чел. | ||
Кол-во уч. |
% |
Кол-во уч. |
% | |
Высокий уровень |
8 |
32 |
5 |
20 |
Средний уровень |
12 |
48 |
11 |
44 |
Низкий уровень |
5 |
20 |
9 |
36 |
Диаграмма 2. Уровень развития творческих способностей экспериментального и контрольного классов на конец года
Таким образом, в результате проведенных исследований нами были зафиксированы изменения в развитии творческого начала младших школьников: в экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями элементов творчества; в процентном отношении это составило – 32 % от предыдущих показателей (12 % ) в констатирующем эксперименте.
Данные исследования частично подтвердили предположение о том, что развитие творческих способностей младших школьников средствами игры будет эффективно при условии систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.
В результате анализа психолого-педагогической и методической литературы нами сделан вывод о том, что игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует творческие способности и само регуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся в незнакомых ситуациях.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.