Содержание основной части таблицы свидетельствует об основных ошибках учащихся, допущенных при выполнении отдельных заданий (– означает, что в задании нет ошибок, а + означает, что в задании допущена ошибка).
Анализ результатов контрольной работы может способствовать получению выводов об особенностях своей деятельности по организации усвоения школьниками учебного материала.
В текущие письменные контрольные работы наряду с вопросами рассматриваемой темы должны включаться и задания по ранее изученным разделам программы. Такие работы могут быть построены на однородном материале, но могут быть и комбинированными, включающими как арифметические, так и алгебраические задания.
Организация тематического контроля в форме контрольных работ позволяет не только осуществлять контролирующую и оценивающую роль проверки знаний учащихся, но и содействует реализации программных требований к уровню знаний, умений и навыков учащихся.
Домашнее задание
Контроль над усвоением изученного материала обычно начинается с проверки домашнего задания.
Основной целью проверки выполнения домашнего задания является установление осознанности учащимися содержания задания, выявление и разъяснение недочетов, обнаружившихся в знаниях.
Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их проверка. Учителя практикуют разные формы учета. Это и устный опрос у доски или с места по домашнему заданию, и короткая письменная работа, но, прежде всего, – это непосредственная проверка задания в тетрадях –фронтальная при обходе класса в начале урока и более основательная, выборочная во внеурочное время.
Рассмотрим некоторые приемы проверки домашнего задания.
Самопроверка по образцу применяется на первом уроке после объяснения нового материала. Образец решения домашней работы записан на доске заранее. Учащиеся рассматривают решение-образец и устно комментируют его, тетради у всех закрыты. Затем ребята открывают тетради и проверяют свои работы по образцу, подчеркивая ошибки. Этот способ развивает внимание и выявляет ошибки с помощью образца.
Взаимопроверка с помощью образца используется на следующем уроке. В этом случае учащиеся проверяют домашнюю работу своего соседа тоже по образцу. Как и в первом случае, окончательно тетради проверяет учитель.
Математический диктант
Математический диктант может заменить опрос по теме, заданной для повторения. Его продолжительность обычно 8-10 минут. Он представляет собой систему вопросов, связанных между собой.
Текст диктанта может быть написан на плакате, спроецирован на доску с помощью кодоскопа или проектора, зачитан учителем.
Приведем методику проведения диктанта.
1. Учитель полностью зачитывает текст, а учащиеся слушают, не делая записей.
2. Учитель читает текст по фразам, делая паузы от одной до двух минут, чтобы дать учащимся возможность выполнить задание.
3. Когда все задания выполнены, учитель снова читает весь текст с небольшими остановками (это дает учащимся возможность что-то исправить и сделать дополнения).
Правильные ответы записываются на доске. Ученики могут проверить диктант самостоятельно у соседа по парте. В 5-7 классах все работы проверяются учителем. Этот метод проверки реже используется в старших классах.
Существует еще одна разновидность диктанта – это математический диктант с графической записью ответа.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.