Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста с ОНР используются следующие методы:
Обследование словарного запаса по специальной схеме;
Исследование связной речи с помощью серии заданий;
Наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях ДОУ;
Изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.) логопедом.
Для обследования словаря может быть применен специально составленный обследующим словарный минимум в объеме 250–300 слов. При этом рекомендуется использовать наглядный материал из соответствующих пособий Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой, Т.Б. Филичевой и А.В. Соболевой, О.Е. Грибовой и Т.П. Бессоновой, О.Н. Усановой и др. лексический и соответствующий иллюстративный материал отбирается с учетом следующих принципов:
Семантического (в словарь – минимум входят слова, обозначающие разные предметы, их части, действия, качественные характеристики предметов; слова, связанные с определением временных и пространственных отношений, например: «далеко-близко», «вверху-внизу», «сначала – потом» и др.;
Лексико-грамматического (в словарь включаются слова разных частей речи-существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги – в количественном соотношении, характерном для словарного запаса старших дошкольников с нормальным речевым развитием);
Тематического, в соответствии, с которым в пределах отдельных разрядов слов лексический материал группируется по темам.
Составление словаря-минимума проводится в соответствии с Типовой программой воспитания и обучения в ДОУ, с учетом лексического материала, который должны усвоить дети, поступающие в старшие возрастные группы. При обследовании словаря используется прием назывании изображенных на картинках предметов, действий и т.д.
Наблюдение за речью детей осуществляется в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности (логопедические занятия и различные виды предметно-практических занятий, воспитательские занятия по родному языку).
Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи (умение дать краткий и развернутый ответы, задать вопрос педагогу), на особенности речевого поведения.
Проводится запись ответов детей на занятиях монологической речи в виде отдельных высказываний, коротких сообщений, рассказов. Метод наблюдений дает возможность получить общее представление об уровне развития спонтанной речи детей, сформированности ее грамматического строя, способности употреблять связные высказывания при общении, передавать ту или иную информацию и т.д.
В целях комплексного исследования связной речи детей используются серия заданий, которая включает:
Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки – действия» по терминологии Л.С. Цветковой, 1985);
Составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;
Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);
Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;
Сочинение рассказа на основе личного опыта;
Составление рассказа-описания.
С учетом индивидуального уровня речевого развития ребенка программа обследования может быть дополнена доступными заданиями с элементами творчества:
Окончание рассказа по заданному началу;
Придумывание рассказа на заданную тему.
См. приложение №1.
Цикл мероприятий, направленных на развитие связной речи
В течение всей недели, мы вместе с детьми готовимся к театральной пятнице: разучиваем роли, готовим костюмы, декорации. Театральная пятница проходит 1 раз в неделю. Я разработала цикл мероприятий, направленных на развитие связной речи детей с ОНР:
Октябрь:
1. инсценирование русской народной сказки «Кот, петух и лиса»
2. Праздник красок
Цель: воспитывать у детей интерес к изобразительному искусству и изобразительной деятельности.
3. Осенний праздник
4. Инсценировка по мотивам сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха»
Ноябрь:
«Как у наших у ворот»
Театрализованное представление «Оранжевая сказка»
Театрализованная инсценировка сказки «Госпожа Кастрюля»
Вечер развлечений «Книга дружит с детворой»
Декабрь:
«Кисонька-мурысонька»
Инсценировка украинской сказки «Рукавичка» (цель: воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству)
Инсценировка по мотивам сказки В. Сутеева «Кто сказал Мяу?»
Новогодний праздник
Январь:
Инсценировка произведения К. Чуковского «Путаница»
Инсценировка сказки «Жадина»
Инсценировка сказки «У телефона»
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.