поощрение инициативы и активности учащихся;
акцентирование важности участия и мнения каждого в деятельности группы;
использование таких вариантов организации учебной работы, обеспечивающих зависимость результатов групповой или индивидуальной работы от деятельности партнеров;
подробные инструкции к выполнению домашних и самостоятельных работ с целью обеспечения их успешности; поощрение познавательной активности детей.
10. Обеспечение обратной связи в педагогическом процессе:
«считывание» учителем эмоциональной информации у учеников и реагирование на нее;
обучение учеников рефлексии, самооценке действий, усилий, результатов;
открытость и незакомплексованность как учителя, так и учеников;
возможность задавать вопросы и поощрение учителем данной формы активности; взаимность обратной связи;
заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания и замечания учеников.
11. Личностно ориентированная позиция педагога:
установка на ученика как на субъект образовательного процесса, как на личность, индивидуальность; признание самобытности и уникальности каждого ученика; безоценочная позиция — принятие учеников и ситуации как данности; приоритетность; конструктивной функции учителя в противовес контролирующей; доверительная позиция; склонность выражать собственное мнение; умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей.
Выделенные нами обобщенные дидактические характеристики учебной деятельности, обеспечивающие управление процессом усвоения знаний и способов деятельности учащихся, диалектически взаимосвязаны, уточняют и дополняют друг друга. Однако, поскольку все элементы усвоения существуют не изолированно, а образуют единое целое, где каждое звено является основой для последующего, такое подразделение умений носит условный характер и выполнено в обучающих целях, предполагая разноаспектный подход к решению дидактических задач управления процессом усвоения.
Выполнение всех психолого-дидактических характеристик учебной деятельности необходимо для оптимизации процесса обучения, хотя это очень сложный процесс, и его эффективность не может зависеть от одного педагога, это должно быть задачей всего образовательного учреждения и администрации в том числе. Только в слаженной работе педагогов, учеников, их родителей и администрации возможно выполнение всех психолого-педагогических требований к процессу обучения. И только так учебная деятельность принесет наилучшие результаты.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.