1. Формирование и стимулирование субъектной позиции учащихся:
инициирование и позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов ученика; создание ситуации выбора;
организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания; приоритетность индивидуальных и самостоятельных работ школьников.
2. Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся:
опора на субъектный личностный опыт учеников;
активное принятие оригинальности, своеобразия предложений и мнений учеников, их выводов и оценок;
применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид, действия с учебным материалом;
формирование внимательного, позитивного отношения к мнению других;
создание ситуаций, позволяющих ученикам проявить собственные способности, возможности, интересы,
3. Ориентация на формирование учебной деятельности школьников (а не на передачу учебной информации):
развитие мотивационной сферы учащихся;
создание условий для освоения учащимися компонентов учебной деятельности; учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки;
повышение степени самостоятельности в учебной деятельности школьников;
поощрение проявлений учениками инициативы и активности в образовательном процессе.
4. Знание и учет психо-физиологических особенностей учащихся:
использование приемов внешней и внутренней дифференциации;
выбор методических приемов, типа (вида) урока в соответствии с возрастными особенностями учащихся;
использование тренировочных и проблемных заданий различной трудности;
обеспечение дозированности помощи взрослого ученикам (в соответствии с зоной ближайшего развития).
5. Ориентация на развитие внутренних мотивов учения; стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения:
ориентация учащихся на освоение процесса обучения, а не стремление к заданным извне результатам;
обучение целеполаганию (приемам, последовательности, классификации);
создание ситуации успеха;
помощь в осознании мотивов собственных действий, поведения, деятельности;
создание ситуации нравственного выбора.
6. Организация развивающего пространства; ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей:
постановка и организация разрешения проблемных ситуаций; поощрение творческой активности учащихся;
ориентация на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации;
использование сюжетно-ролевых игр, элементов тренинга, анализ ситуаций и/ или их моделей;
разнообразие используемых методов и приемов деятельности;
повышение доли учебных заданий продуктивного (творческого) характера
7. Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе:
создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
формирование опыта и стремления определять собственное отношение к явлениям, событиям, людям;
стремление к обогащению образовательного процесса позитивными эмоциями (ситуации успеха, доброжелальность, благоприятный психологический климат);
формирование стремления к достижению успеха, а не к избеганию неудач;
создание ситуаций включенности учеников в общественно полезную деятельность, их причастность к процессам и явлениям, значимым для них, коллектива, общества.
8. Организация равноправного партнерского общения б ходе учебного взаимодействия:
приоритет диалогических форм учебной деятельности;
организация сотрудничества учителя и учеников;
организация сотрудничества учеников между собой (в том числе - обеспечение взаимопомощи, организация групповых самостоятельных работ);
оптимальной соотношение фронтальных и индивидуальных форм организации учебной деятельности;доброжелательность в общении.
9. Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга:
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.