Для начинающего читать ребёнка, буквы являются сложными графическими элементами. Каждая буква может состоять из нескольких элементов, по разному располагающихся в пространстве, по отношению друг к другу. В русском алфавите выделяется несколько основных элементов печатного шрифта. Поэтому существует много букв, которые сходны по начертаниям. Для отличия изучаемой буквы от других букв, в том числе и сходных по начертаниям, необходимо осуществлять зрительный анализ всех букв, выделить их составляющие элементы. Отличия многих букв заключаются в различных пространственных расположениях буквенных элементов, и усвоение зрительных образов букв будет возможным только при сформированных пространственных представлениях.
Усвоение оптических образов букв будет осуществляться на основе способностей запоминания и воспроизведения в памяти зрительных образов. Узнавание букв возможно при соотношении непосредственно воспринятых зрительных образов с представлениями о них.
Поэтому успешность и точность усвоения букв возможно при формировании следующих функций:
фонематическое восприятие (дифференциации, различения фонем);
фонематический анализ (возможность выделения звуков в речи);
зрительный анализ и синтез (способность определять сходства и различия букв);
пространственные представления;
возможность точного запоминания зрительного образа букв.
Усвоив буквы, ребёнок может читать слоги и слова с этими буквами. При этом в процессе чтения слогов единицами зрительного восприятия являются буквы. Ребёнок сначала будет воспринимать первую букву слога и соотносить её со звуком, затем – вторую букву, и после синтезировать их в единый слог.
м: [м] + а: [а] = [ма]
Основная трудность этой ступени – это трудность слияния звуков в слоги. При слиянии звуков читаемых слогов ребёнок должен перейти от изолированно обобщённых звучаний к тем звучаниям, которые звук приобретет в потоке речи. Возможность преодоления трудности слияний звуки в слоги обходимо корректировать, если сформировать у ребенка не только умение различения и выделения звуков, но и чёткое представление о звуковом составе слогов, слов устной речи, то есть уровень фонематического развития должен находиться на нормальном уровне.
Понимание читаемого на этом этапе может характеризоваться некоторыми особенностями: будет значительно отставать во времени и от зрительного восприятия слов.
Осознание слов может осуществляться лишь тогда, когда читаемое слово произносится вслух. Часто ребёнок может повторить слово, чтобы узнать его и правильно соотнести с его значением. При чтении предложений может наблюдаться недостаточное формирование синтетического процесса. Каждое слово в предложении читается изолированно и понимание предложений, связь отдельных слов в них происходит с затруднениям, поскольку смысловая догадка почти не используется.
2. Ступень слогового чтения.
На данной ступени узнавание буквы и слияние звука в слоги осуществляется без затруднения. Слог в процессе чтения довольно быстро соотносится с соответствующим звуковым комплексом. Единицей чтения является слог. Способ чтения ещё аналитический, но еще будет отсутствовать синтетическое чтение и целостность восприятия.
Ребёнок может читать слова по составляющим частям, то есть по слогам, затем объединять слог в слово, а затем осмысливать прочитанный текст. Определённая роль отводится смысловой догадке, особенно при чтении конца слов. В процессе чтения часто наблюдаются и повторения прочитанных слов. Особенно часто могут повторяться трудные и длинные слова. С помощью повторения ребёнок пытается объединить слоги в единые слова, узнать слова, соотносить их с определёнными известными ему словами устной речи. На данной ступени присутствует трудность к синтезу, объединению длинных и трудных по структуре слов, трудности в установлении грамматической связи между словом в составе предложения.
Синтетический этап формирования навыка чтения.
Этот этап является считается переходным от аналитического к синтетическому приему чтения. На данном этапе простое и знакомое слово уже читается целостно, а малознакомое и трудное по звуко-слоговой структуре слово читается ещё по слогам. На этой ступени важная роль отводится смысловой догадке. У детей начинает наблюдаться угадывающий способ чтения. Основываясь на смысловых догадках и находясь не в состоянии точно и быстро контролировать чтение с помощью зрительного восприятия, ребёнок начинает заменять слова, окончание слова, то есть появляется вербальная парафразия и аграмматизм. Ошибки чтения могут вызывать частые регрессии, возвращение к ранее прочитанному для исправлений и уточнений. Догадка может иметь место только на уровне предложений, но не в тексте. Относительно сформированными на этом этапе будут анализ и синтез слов в предложениях.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.