Для детей, у которых имеются нарушения просодической стороны речи, из всех многообразных требований к гармонизации речи и языковым средствам, особенно важной является работа по развитию темпо-ритмической организации речи. В условиях школы такая работа может быть организована прежде всего на уроках чтения.
Чтение – это сложный психофизиологический процесс, осуществляемый с помощью деятельности различных анализаторов (речедвигательный, зрительный, речеслуховой), различными мозговыми системами. Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, через различение и узнавание букв. На основе зрительного процесса происходит соотношение буквы с соответствующим звуком, осуществляется звуковое воспроизведение зрительных образов слов, их прочтение. На основе соотношения звуковых форм слов с их значениями происходит понимание прочитанного материала.
Поэтому в процессе чтения условно выделяются две стороны: техническая и смысловая.
В техническую сторону процесса чтения входит узнавание букв, соотношение зрительных образов написанных слов с его звуковыми формами и слитное произношение слогов и слов. Основную цель здесь представляет смысловая сторона процесса чтения. Между этими сторонами процесса чтения существует неразрывная, тесная связь. Правильность понимания читаемого определяет точность зрительного восприятия, кинестетического и речеслухового образов слов. Также в процессе зрительного восприятия происходит и смысловое содержание прочитанного.
В момент чтения движение глазами происходит как вперёд, так и назад (влево). Возвращение движение глаз назад, к ранее прочитанному называется регрессией. Восприятие прочитанного происходит в моменты фиксаций, остановок глаз на строках. В процессе непосредственного движения глаз читаемый текст не воспринимается. Это может быть подтверждено длительностью этого процесса. Так, время остановки в 12–15 раз длиннее, чем время движения глаз на строчке. При изменении условий чтения или при усложнениях текста длительность и количество фиксации изменяется, в то время как скорость движения глаз от первой фиксации до второй будет оставаться неизменным. Количество фиксаций на строчках бывают различными. Они не зависят от количества букв или слов в строках, так как фиксация глаз может быть как между некоторыми словами, так и в середине слов. Количество остановок будет меняться в зависимости от определенных условий: от звуко-слоговых структур слов, от того, насколько они знакомы, употреблены в прямых или переносных смыслах.
Прежде чем чтение становится навыком, в процессе своего формирования оно должно пройти ряд этапов и своеобразных ступеней. На каждом предыдущем этапе формируется условие и предпосылка формирования последующих этапов, качественных и более высоких.
Психологическое содержание и структура навыка чтения исследована психологом Егоровым Т.Г. Он рассматривал чтение как деятельность, которая состоит из трёх взаимосвязанных действий: восприятие буквенного знака, произношение того, что им обозначено, и осмысление прочитанного. В период формирования навыка чтения эти процессы будут протекать последовательно. Позже действия начинают синтезироваться. Егоров Т.Г. назвал основные этапы формирования навыка чтения: аналитический этап; синтетический и этап автоматизации. Каждый этап характеризуется своеобразными и качественными особенностями, определенными психологическими структурами, трудностью, задачей и приёмами овладения навыками.
Аналитический этап состоит из двух ступеней:
1. Ступень овладения звуко-буквенным обозначениями.
Овладение звуко-буквенным обозначением осуществляется на протяжении всего добукварного и букварного периода обучения грамоте. Но психологическая структура процесса в добукварном периоде и в начале букварного периода будет иной, чем в конце. На ступенях овладения звуко-буквенным обозначением ребенок анализирует речевой поток, предложения, делит слово на слоги и звуки. Выделяя звуки из речи, ребёнок начинает соотносить их с определёнными графическими изображениями, буквами. Далее в процессе чтения будет осуществляться синтез букв в слог и слово, прочитанные слова будут соотноситься со словами в устной речи.
В процессе чтения зрительно прежде всего воспринимается графическое изображение, реализуется и узнается буква, которая соотносится со звуковым значением. По мнению Д.Б. Эльконина, различение и восприятие буквы – это лишь внешняя сторона процесса чтения(28). Но за внешней стороной скрывается наиболее существенное действие, действие со звуком языка. Т.е не звуки являются названиями букв, а наоборот, буквы представляют собой знаки, символы обозначения речевых звуков. Поэтому процесс овладения звуко-буквенным обозначением должен начинаться с различения и выделения звуков речи и с познания звуковой стороны речи. Затем будут предлагаться буквы, соответствующие зрительному изображению звуков. В момент выделения звуков из слов ребёнок должен усвоить основные, постоянные качественные характеристики вариантов звука, несмотря на второстепенные свойства. Ребёнок должен уметь отвлекаться от второстепенного свойства звуков и выделять фонемы. Только при соблюдении таких условий в процессе обучения чтению будет формироваться представление о графемах, о соотношениях букв с фонемами.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.