Организация и содержание логопедической работы с младшими школьниками с ОНР III уровня по развитию темпо-ритмической стороны речи

Новое об образовании » Развитие темпо-ритмической стороны речи у младших школьников с ОНР 3 уровня на уроках чтения » Организация и содержание логопедической работы с младшими школьниками с ОНР III уровня по развитию темпо-ритмической стороны речи

Страница 3

При определении нормы голоса подразумевается его достаточная силу в речевой практике, через динамические диапазоны, высоту голоса (частоты основных тонов) с частотными диапазонами, соответствующими полу и возрасту ребенка.

В задачи работы над голосом должны входить:

1) развивать силу и динамический диапазон голоса;

2) формировать навыки рационального голосоведения и голосоподачи;

3) развивать мелодические характеристики голоса.

Начальный этапы работы над голосом может быть включен в период «режима молчания» или «щадящего речевого режима». Работа будет начинаться с изолированного произношения гласных звуков.

Точность, четкость, ясность и полнозвучность произношения гласных звуков сможет обеспечить выразительность речи. Через изменение звучания гласных звуков в дальнейшем возможно применение и другой техники: выравнивание послоговых ритмов; замедление темпа речи; использование «полного стиля» в произношении.

Перед младшими школьниками с ОНР III уровня, имеющими нарушения в развитии темпо-ритмической стороны речи ставится задача, где используя ряд гласных звуков, изменение высоты голоса, придание ему речевых интонаций вопросов, ответов, удивлений можно передать голосом различные эмоциональные состояния печали, радости, равнодушия. Работа над голосом затем продолжится на материале автоматизированного ряда слогов, слов, словосочетания и фразы. Таким образом, работа по формированию рациональной голосо подачи плавно перейдет в развитие просодической стороны речи.

Речь таких детей будет иметь значительное отклонения от нормы по интонационной характеристике: интонационные незавершенности окончаний фраз, нарушение синтагматических ударений внутри фраз, отсутствие паузы в конце синтагмы и фразы. Работа по нормализации просодической стороны речи решает следующие задачи:

1. Развитие навыков интонационного оформления синтагмы и фразы в соответствии с основным видом интонации в русском языке (вопросительная, восклицательная, завершенная и незавершенная).

2. Нормализация процессов речевого паузирования.

3. Формирование навыков интонационного членения и выделения логического центра синтагмы и фразы.

Учитывая особенность речи младших школьников с нарушением темпо-ритмической стороны речи с психолингвистической позиции, важен выбор смысловых стратегий речевых высказываний и отбор лексической единицы и грамматической конструкции, соответствующей основной стратегии парадигм высказываний.

В коррекционный процесс необходимо включить работу по развитию планирующей функции речи. Такую работу начинают с обучения ребенка проговариванию высказываний про себя. Внутреннее проговаривание (по А.А. Леонтьеву) дает возможность отбора необходимой лексики и грамматических конструкций до «включения» звучащей речи, что поможет организовать внутренне-речевой план в целом.

В комплексной психолого-педагогической системе работы с детьми выделяется несколько постепенно усложняющихся этапов в развитии планирующей функции речи, которая будет реализовываться через сопряженную, отраженную, ответно-вопросную, пересказ, рассказ, спонтанную формы речи (Власова Н.А.; Селиверстов В.И.).

В настоящее время существует множество исследование, которые свидетельствуют о различиях в состоянии двигательной функции при различных клинических формах заикания. Это будет касаться состояния тонкой и общей моторики, мышечного тонуса, статической и динамической координации, орального праксиса, музыкально-ритмической способности.

Работа по нормализации состояния моторных функций должна включать решение следующих задач:

1. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

2. Развитие чувств темпа и ритма в речевых и неречевых движениях.

Независимо от возраста младшего школьника основное внимание должно уделяется на воспитание точности движений, умение переключать активное внимание на качество при выполнении движения и главным образом на завершение движения, т.е. на доведение движения до конца в соответствии с инструкциями. Основное внимание в работе над двигательной сферой необходимо обратить на такие моменты:

– усвоению упражнения способствует сопровождающийся словесный комментарий логопеда;

– тренировки координации и переключаемости движений должны быть длительными с постепенными усложнениями заданий;

– двигательное упражнения должно быть разложено на составляющие и выполнено по образцу;

Особая задача в коррекционной работе с младшими школьниками с ОНР III уровня, имеющими нарушения в развитии темпо-ритмической стороны речи состоит в развитии чувства ритма. Ритмическая способность рассматривается как средство пространственно-временной организации движения. Онтогенез чувства ритма взаимосвязан с процессами становления у дошкольников зрительно-моторной координации, моторики, в дальнейшем и с процессом формирования речевого ритма. Речевой ритм выполняет важные функции в формировании моторных стереотипов речи. В процессе речевого развития ритм становится «скелетом» слов и несет важное значение в процессе усвоения лексико – грамматических конструкций и их опознания через восприятие.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru