При становлении современного комплексного подхода в преодолении заикания велась длительная разработка различных методов и путей в преодолении этого речевого нарушения. Поскольку заикание рассматривается как весьма сложный речевой дефект с разнообразием проявлений, ученые во все времена пытались рассмотреть воздействия как с помощью медицины и педагогики, так и сочетание в лечебном и педагогическом воздействии.
Использование терапевтических средств в преодолении нарушения темпо-ритмической стороны речи применялось в разных степенях и формах на протяжении всего времени, начиная с древнейшего (Авиценна, Аристотель, Гиппократ и др.). Терапевтические средства не могли являться исчерпывающими при лечении, поэтому только дополняли этот процесс.
С 1 в. н.э. до середины 19 в. применяли хирургический метод, до тех пор когда окончательно не утвердились мнения о его опасности и бесполезности в использовании.
Хирургическому методу лечения помогло появление, когда заикания рассматривали как следствие патологичности в строении артикуляционного аппарата или недостаточность иннервации мышц языка.
Использование различных приспособлений восходит к временам Демосфена, который мог применять при лечении собственного заикания инородные предметы (морские камешки), он держал их под языком при выполнении речевых упражнений. Со временем специалисты стали применять множество механических приспособлений: язычный нажиматель, язычную вилку, накладки на оба ряда зубов, распорку для губ и т.д. При этом самостоятельное значение при лечении заикания ортопедические приспособления иметь не могли.
При появлении взглядов на заикание как на невротическое расстройство многие авторы придавали первостепенное значение при психотерапевтическом воздействии (Бертран, Шультесс, Неткачёв)
Сторонники дидактического приёма в воспитание правильной речи у заикающихся детей могли рекомендовать систему различных речевых упражнений с последовательным усложнением.
Необходимость комплексного воздействия при заикании впервые встречается в трудах отечественных ученых Сикорского И.А. и И.К. Хмелевского. Сикорский И.А. в период лечения заикания использовал речевую гимнастику (система упражнений для голоса, дыхания, артикуляции), приемы психотерапевтического лечения (создание определенных условий, последовательность в усложнении речевого занятия), фармацевтические и динамические методы лечения (медикаментозное лечение, использование физиотерапии и двигательных упражнений).
Многоплановое лечебное воздействие по И.М. Сикорскому впервые стало использоваться как комплексная система в преодолении заикания. Опираясь на материалистические учения отечественных физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова также их последователей, советские учёные, отобрали из разработанных ранее приёмов лучшие и рациональные, и создали современный комплексный метод преодоления заикания.
Современный комплексный метод в преодолении нарушений в развитии темпо-ритмической стороны речи понимается как лечебное и педагогическое воздействие на различные стороны психического состояния ребенка различными средствами и с помощью нескольких специалистов. Многие авторы, опираясь на опыт работы с заикающимися позволяют выделить весь лечебно-педагогический комплекс по характеру воздействия на две составные части: коррекционно-воспитательную и лечебно-оздоровительную.
Основная задача лечебно-оздоровительной работы, которая преимущественно проводится и направляется врачом, рассматривается в укреплении и оздоровлении нервной системы и физического состояния, устранении и лечении имеющихся отклонений и патологических проявлений в психофизическом состоянии расстройства вегетативной нервной системы, (ослабление или снятие речевых судорог, нарушений моторики).
В лечебно-оздоровительную работу входят: благоприятная обстановка в лечении, организованность правильного режима дня питания, закаливание, лфк и ритмика, физио и психотерапия, медикаментозное лечение.
И.М. Сеченов говорил, что при научном понимании организма человека и его деятельности, в эту деятельность еще должна входить влияющая среда, т.к. без нее существование организма становится невозможным. Для ребёнка должно создаться спокойное и жизнерадостное настроение, необходимо отвлечь внимание от тревожащих мыслей о имеющемся дефекте.
В режиме дня младших школьников с ОНР с нарушением темпо-ритмической стороны речи, должны включаться закаливающие процедуры. Все виды закаливающих процедур назначаются врачом индивидуально в зависимости от здоровья детей.
Музыкально-ритмические упражнения могут помочь в коррекции общей моторики, а использование двигательных упражнений в сочетании с речью будут координировать движения разных мышечных групп и будут являться частью лечебной физкультуры.
Существенный компонент комплексного метода – использование медикаментозного лечения. Благодаря ему нормализуется деятельность вегетативной и центральной нервных систем, ослабляются судороги в речедвигательном аппарате, снимаются психогенные наслоения, происходит оздоровление организма в целом.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.