Картинки:
Мой веселый звонкий мяч – Еж
Ты куда помчался вскачь? – Заяц
Синий, красный, голубой – Черепаха
Не угнаться за тобой – Еж
Критерии оценки:
4 балла – все повторено верно
3 балла – темп изменяется незначительно
2 балла – отмечается замедление или убыстрение темпа
1 балл – темп изменить не может, темпом не управляет.
0 баллов – задание недоступно.
5. «Изучение характера самоконтроля ребенка при воспроизведении речевых высказываний»
Задание №1: «Повторяй за логопедом предложение: быстро, медленно и обычно: Самолет построим сами и помчимся над полями (нормальный темп); На море во время шторма очень большие волны (быстрый темп); Улитка несет свой домик на спине (медленный темп)»
Задание №2: Нужно задать вопрос «Получилось ли у тебя говорить разным темпом: медленно, быстро и нормально?»
Задание №3: «Перед тобой три картинки, как увидишь черепаху – читай медленно, картинку с зайцем – читай быстро, а, увидишь ежа – читай нормально, спокойно. Повтори предложение «Весной тают снега».
Как еж -…? (нормально)
Как заяц – …? (быстро)
Как черепаха – …? (медленно)
Задание №4: «Ты умеешь говорить медленно, быстро?»
Критерии оценки:
4 балла – полностью сформированы навыки самоконтроля. Ребенок может заметить все допущенные ошибки в своей речи.
3 балла – ребенок находится на стадии завершения формирования навыков самоконтроля. (замечает около 75% ошибок в собственной речи)
2 балла – стадия автоматизации навыков самоконтроля. Ребенок может заметить примерно 50% допущенных ошибок в собственном высказывании.
1 балл – начальная стадия в формировании навыков самоконтроля (замечается около 25% допущенных ошибок.)
0 баллов – отсутствие самоконтроля.
При обследовании также нужно обратить внимание на сопутствующее двигательные и речевые нарушения: лишние звуки или слова, произношение отдельного звука, слова и даже предложения на вдохе, неправильность произношения в речи, недостаточное развитие словаря и грамматического строя речи, темпа, присутствуют ли непроизвольные движения или различные (произвольные) вспомогательные движения и особенности в речевом поведении: скованные и напряженные общие движения или, наоборот, их резкие, хаотичные, несобранные, разболтанные.
При обследовании игровой деятельности детей нужно выяснить характер игр и взаимоотношений, степень игровой активности, и эмоционального состояния.
Необходимо обратить внимание на то, как ребенок пользуется различными формами речевых высказываний в процессе занятий и в свободной деятельности; отметить наличие психологических особенностей, в частности есть ли болезненная фиксированность на имеющемся речевом дефекте.
В логопедическом заключении необходимо указать: наличие речевых нарушений; форму заикания (клоническая, тоническая, смешанная), виды судорог (голосовые, дыхательные, артикуляторные, смешанные), степени заикания (тяжелая, легкая, средняя), темп речи (ускоренный, замедленный, скороговорение, наличие тахилалии, брадилалии), сопутствующее заиканию нарушении речи: дислалии, стертые формы дизартрии, общее недоразвитие речи, состояния моторных функций, выраженные психические симптомы заикания: речевые и двигательные уловки, страх речи (логофобии), изменение стилей речи и др., наличие волнений в процессе заикания, реакции на волнения; фиксация внимания на речевых процессах и их влияние на речь, влияния сложностей речевых ситуаций на произношение, также происходит учет индивидуально-психологических особенностей ребенка, характер его игровой деятельности, отношение к занятиям.
Для младших школьников, имеющих ОНР III уровня и нарушение в развитии просодической стороны речи, из всего многообразия существующих требований к гармонизации речи и языковым средствам, особенно важна работа по обучению темпо-ритмической организации речи, она будет являться главным звеном в комплексной работе по преодолению имеющихся речевых нарушений.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.