Нужно уделить внимание изучению вопросов о воспитании ребенка в семье: отношений к нему взрослых (нет ли заласкиваний, потаканий капризам или, наоборот, неуравновешенных, резких обращений, физического наказания, запугиваний); осуществляется ли помощь при формировании правильной речи) или, наоборот, отсутствует контроль за развитием правильного произношения и грамматически правильных речевых высказываний.
Дополнительно необходимо выяснить:
– Когда появилось нарушение, возникли первые признаки? Как внешне они выражались?
– Какие причины могли этому способствовать?
– Как развивалось нарушение, были ли особенности проявления: не было сопутствующего двигательного нарушения (судороги, постукивание руками, ногами, покачивание головой) или недостатка речи (произношение лишних слов, звуков, произношение отдельного звука и слова на вдохе)?
– Как проявлялось нарушение зависимости от обстановок или окружающих людей, от разных видов деятельности?
– Как ребенок говорит в одиночестве?
– С чем бывают связаны периоды в ухудшении и улучшении речи?
– Как ребенок относится к имеющимся у него речевым недостаткам (не замечает, замечает, безразлично, стыдится, переживает, скрывает, боится сказать и т.д.)?
– Были обращения родителей за помощью: когда, куда, что рекомендовали, какой результат?
– Сбор сведений об особенности протекания заикания позволяет в каждом конкретном случае выбирать основные формы лечебно-педагогических воздействий. Наличие сопутствующего нарушения моторики будет указывать на необходимые двигательные упражнения, либо цикла занятий по ЛФК.
Особенность психологического проявления у ребенка требует от логопеда предусматривать работу по воздействию: отвлечение от фиксированности на дефекте, перестройка отношения к себе, к своей речи, обучение слышать свою красивую и правильную речь.
После сбора и уточнения сведений о дошкольнике, истории возникновений и особенностях протекания речевого нарушения должно проводиться обследование речи и неречевых процессов, которые оказывают непосредственное влияние на речевую деятельность ребенка. Необходимо провести исследование импрессивной и экспрессивной речи, общительности, моторики, подражательностей, учебной, игровой и производственной деятельностей.
Конкретная задача речевого обследования заключается в том, чтобы определить:
• место возникновения речевых судорог и его форму;
• частота проявлений и сохранность речевых возможностей дошкольника;
• имеются ли сопутствующие речевые и двигательные нарушения;
• какое отношение к своему речевому дефекту; имеются ли психологические особенности.
Место возникновения судорог (голосовые, дыхательные, артикуляционные, смешанные); их форма (клонические, тонические, смешанные); необходимо определить зрительно или на слух.
Частота судорог будет представлять особый интерес для логопеда. Это позволит судить о сохранном участке речи, и от него непосредственно будет зависеть насколько правильно и успешно могут начаться первые речевые занятия с школьником. Изучение уровня свободной речи начнется с выявлений зависимостей пароксизма заикания от разных степеней его речевой самостоятельности. В беседах о его друзьях, родителях, интересах выявляются особенности в речевом поведении и речевых судорогах.
Ребенку предлагают составить рассказ или повести описание содержания картинки, пересказать знакомые сказки. Далее проверяется состояние сопряженной и отраженной речи через повторение или совместное произношение простой и сложной фразы.
Уровень свободной речи детей будет зависеть не только от разной степени самостоятельности, но и от подготовленности.
Необходимо проследить за появлением речевых судорог в произношении сложных или простых фраз, отдельных слов или звуков. На материалах пересказа текстов фиксируется, в каких случаях будут возникать речевые судороги: в начале рассказывания, в начале фразы, в отдельном слове или звуке. Выясняется, не зависит ли речевая судорога от уровня громкости речи. С этой целью обследуемому ребенку предлагают сказать громко, тихо и шепотом.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.