Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь. Мы считаем, что речь — это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Как увлечь детей изучением языка? Ответ на этот вопрос ищут многие педагоги. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях начальной школы. Здесь закладываются основы языковой культуры.
Не чужда эта проблема и нам. Главная наша задача — научить детей мыслить, рассуждать. А размышляет лишь тот, кто умеет говорить.
Работа над связной речью — письменными сочинениями и изложениями, устными рассказами — требует отдельного внимания, и на это выделен один час в неделю во всех классах. Основная цель всех видов работы по развитию речи и одна из важнейших целей всей системы обучения русскому языку.
Поэтому на уроках русского языка и чтения в начальной школе, используя дидактические игры, повышаются познавательная и умственная активность.
Игра побуждает учащихся к игровым действиям, дает возможность каждому ребенку лучше представить разыгрываемую ситуацию, полученные роли, определить необходимые для игры атрибуты. В игре дети учатся концентрировать свое внимание на игровых правилах и следить за их выполнением. Игра позволяет ребенку заново пережить яркие впечатления и события, однако "игра не есть простое воспоминание о пережитом", считал Л. С. Выготский, но "творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка". Играя, дети накапливают знания об окружающем мире, учатся самостоятельно принимать решения, проявляют оригинальность мысли и т.д. Таким образом, в процессе игры у детей создаются благоприятные условия для развития воображения.
Важно, чтобы учитель творчески подходил к решению этой задачи и использовал в учебно-воспитательном процессе различные игровые приемы и творческие задания, направленные на развитие воображения учащихся:
— словесное описание сказочных и литературных героев;
— инсценирование фрагментов сказок и рассказов;
— конкурс детских рисунков на определенную тему ("Мой любимый сказочный герой");
— коллективное придумывание сказки ("Весенняя сказка", "Новогодняя сказка"),
— написание сочинений ("Если бы животные умели говорить");
— слушание музыкальных произведений и словесное рисование картин;
— создание воображаемых ситуаций и т.д.
Урок-концерт "Весенние звоночки"
В исполнении ученицы звучит песня "Весна-волшебница" (музыка И. Кадомцева).
Учитель:
— О чем эта песня? Какая она по настроению? (Светлая, жизнерадостная.)
— А теперь посидим тихо и послушаем, что там за окном.
(Капает капель, чирикают воробьи, каркают вороны, журчат ручейки, гудят машины.)
— Началась весна.
— Какой сейчас весенний месяц? (Март.)
— Март называют утром весны. Почему?
— Март называют еще зимобором, протальником. Почему?
— Как еще называют проталинки? (Мартовские веснушки.)
— Вспомните пословицы о весне, о марте. (Дети называют пословицы, объясняют их смысл.)
Как в марте зима ни
злится, а весна
не покорится. Мартушка закружит вертушку. В марте весна и сзади и спереди. Мартовский ручей землю будит. Весенней воды никто не уймет.
Побеждает та команда, которая знает больше пословиц.
— А я знаю еще пословицу: "И в марте мороз на нос садится". Объясните ее смысл.
— В древнем Риме Новый год начинался в марте и носил название "мартиус", в честь бога войны Марса. Название "мартиус" дало название нашему марту. В старину его ласково называли: мартушка, марток.
— Почему же год начинался именно в марте?
— Что было причиной перемен в природе? (Солнце.)
— Какое солнышко весной? (Ответы детей.)
Подберите слова, обозначающие действия. (Греет. Ликует. Дарит лучи. Улыбается.)
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.