Итак, завоевание и поддержание авторитета педагогом – сложная, кропотливая работа по совершенствованию профессионального состояния. За авторитет нужно бороться ежесекундно, ежечасно, ежедневно. Если педагог перестаёт быть в курсе событий, не следит за собой, опускается в быту, встает в отношении с детьми на путь панибратства и формализма, отчуждается от детей, каким бы непререкаемым не был сначала его педагогический авторитет, он истлевает вместе с распадающейся личностью воспитателя. Поэтому для педагога важно постоянно поддерживать свою “авторитетную” форму , осуществлять духовное, нравственное восхождение. Это значит нужно серьёзно анализировать свои отношения с детьми, критически осмыслить свое поведение, приодолевать душевные слабости, черствость, дешевое самомнение и гордыня, сохранять человеческое достоинство и педагогическую честь, держать свою совесть в состоянии чуткого реагирования.
Также для поддержания авторитета необходимо, чтобы учитель занимался не только самовоспитанием, но и самообразованием. Учитель должен постоянно пополнять свои знания новыми методиками, технологиями и другими интересными новинками в области своих предметов и дисциплин. Следить за выходом методической литературы и проходить курсы повышения квалификации.
Авторитет вырастает из честных и чистых отношений, характеризуется скромностью. Авторитет воспитателя не самоцель и не самоценность. Он приобретает педагогический смысл и действенность не тогда, когда используется как мощная сила административного воздействия, противодействия детям, поддержание внешнего порядка. Его ценность раскрывается с наибольшей полнотой, когда его духовная сила направлена на развитие в воспитаннике внутреннего человека, свободной воли, таланта, ответственности, самоутверждения и творческого самопроявления. Использование авторитета в этих направлениях воспринимается и принимается детьми как привлекательная духовная сила воспитателя.
В формировании педагогического авторитета можно выделить два условия:
1. Правильный выбор профессии.
2. Овладение педагогическим мастерством:
а) в учебном заведении;
б) самовоспитание, самообразование (курсы повышения квалификации).
Основным средством поддержания авторитета среди учащихся является самовоспитание и самообразование, и только тот, кто сам постоянно учиться и совершенствует себя нравственно, имеет право учить и воспитывать других.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.