Возможности курса А.А. Плешакова для активизации учебной деятельности младших школьников

Новое об образовании » Игра как способ активизации учебной деятельности младшего школьника на уроках окружающего мира » Возможности курса А.А. Плешакова для активизации учебной деятельности младших школьников

Страница 1

В связи с рассмотрением темы следует проанализироватьпрограмму УМК Плешакова. А.А. Этот курс является интегративным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе, об истории России.

Учебный курс “Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Основные цели и задачи данного курса:

создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, самостоятельности в получении знаний об окружающем;

последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;

освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;

выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром.

Ведущая идея– экологизация обучения.

Программа содержит несколько блоков знаний: знания о природе, знания об обществе, знания по истории, в каждом из которых привалирует экологическая направленность.

В блок знаний о природе на доступном данному возрасту уровне интегрированы физические, химические, биологические, географические, астрономические и экологические знания, об окружающем мире, что обеспечивает преемственность курса и предметами естественного цикла в основной школе. С целью успешной подготовки к обучению в основной школе учащиеся постепенно начинают осваивать эмпирические и теоретические способы познания окружающего мира, в том числе общенаучные (классификация, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование и др.) и специфические методы познания (наблюдение, экспериментирование и др.). Осваивают и разные виды учебной деятельности: работу с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком и иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с лабораторным оборудованием, с различными моделями. В курсе предусмотрены разнообразные задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений, по выполнению практических работ и опытно-экспериментальных исследований.

Начиная с первого класса раскрытие тем идет по спиралевидноиму направлению. В первом классе еще не выделены и не структурированы в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности(например, живая природа, техника и т.д.) Как говорит Плешаков, «целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы «Что?», «Где?», «Когда?», «Почему?» .». Учебное содержание в каждой теме автор выстраивает в основном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; наше здоровье и безопасность; экология.

В курсе второго класса выделяется несколько содержательных линий.

В качестве первой А.Плешаков выделяет ознакомление с природой. Сюда входят и формирование важнейших природоведческих понятий( живая, неживая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные и т.д.), и раскрытие экологических зависимостей, осознание которых необходимо для развития современного экологического мышления.

Вторая содержательная линия, по мнению автора УМК, это знакомство с жизнью общества на примере своего города, села. Учащиеся получают знания об экономике, простейших производственных процессах, культуре образовании людей. Раскрываются взаимосвязи между природой и хозяйством.

В следующую содержательную линию автор включил вопросы здоровья и безопасности жизнедеятельности ребенка, нацеленные на формирование соответствующих навыков и умений.

Еще одна содержательная линия связана с обучением учащихся простейшим способам ориентирования на местности и формированием первоначальных географических представлений (о родной стране, ее столице, некоторых городах).

В третьем классе автор выстраивает содержание следующим образом. В разделе «Эта удивительная природа» последовательно рассматриваются различные природные компоненты, и большое внимание уделяется раскрытию экологических связей. Раздел «Мы и наше здоровье» нацелен на формирование представлений о человеке, как о части живой природы, о его строении и жизнедеятельности его организма.

Логическим продолжением, по мнению А.Плешакова, является следующий раздел - «Наша безопасность», где представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях.

Цель следующего раздела «Чему учит экономика» – сформировать представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой.

Завершается курс третьего класса темой – «Путешествие по городам и странам». Он представлен в виде путешествия по городам России, странам ближнего и дальнего зарубежья. В этом разделе интегрированы знания по истории, географии, экономике, экологии.

В четвертом классе автор сосредотачивает внимание учеников на России. Он открывает курс темой «Земля и человечество», где ученикам предлагается посмотреть на мир с позиций астронома, географа, историка, эколога.

Страницы: 1 2 3

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru