Фонематический принцип позволяет осмыслить все орфографические правила как единую систему, а не воспринимать их как ворох скучных, сухих, непонятных правил. П.С. Жедек описывает три ведущих правила, на которых базируется наша орфография:
Безударные гласные обозначаются той же буквой, что и под ударением в той же части слова: домашний - дом, на стуле - на столе, заботливый - счастливый.
Сомнительные согласные обозначаются теми же буквами, что и перед гласными (сонорными и В): друг - друга, просьба - просить.
Мягкость согласного перед мягким согласным обозначается в том случае, если она сохраняется и перед твёрдыми согласными или на конце слова: зонтик - зонт, бросьте - брось.
Все три правила по своей сути идентичны: они учат проверять фонемы её основной реализацией, той, которая дана в сильной позиции.
Исходя из фонематического принципа в понимании ведущей закономерности русского правописания, можно знакомить детей с каждым новым правописанием в ситуации ''орфографического затруднения'', под которой понимается обстоятельство, при котором у ученика возникает потребность в знании правила правописания, чтобы выбрать письменный знак.
Возникновению и развитию орфографической зоркости, способствует развивающийся фонематический слух, постоянное внимание учащихся к звуковому составу слов.
Развитие языкового «чутья», слуха — задача очень важная. Фонематический слух — это «способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка».
Фонематический слух образуется в процессе речевой деятельности и специальных речевых упражнениях. Его развитию способствуют: аналитические упражнения на фонематическом, словообразовательном, лексическом, морфологическом условиях; работа над артикулированием звуков, развития дикции, интонации, усвоение орфографии; специальные упражнения в словообразовании, в словоизменении; выразительное чтение, декламация: специальные упражнения в проговаривании; общее языковое развитие и другое.
Чем обширнее речевой опыт у учащихся, тем успешнее формируется у него языковая интуиция, фонематический слух.
Отсутствие орфографической зоркости и ее слабая развитость являются одной из главных причин допускаемых ошибок учащимися.
Как пишет Львов М. Р., «эта причина сводит на нет все хорошие знания и умение их применять: школьник не видит орфограммы в процессе письма».
Орфограмма — является основной единицей правописания в современной методике. Вооружить учащихся программными орфографическими навыками - одно из важнейших требований программы при обучении русскому языку, понятие об орфограмме позволяет выделить из сферы письма орфографические явления, как такие, которые требуют знания определенных правил, предписывающих определенное, единственно возможное написание из числа всех объективно имеющихся грамматических вариантов.
Общепринятого определения орфограммы пока нет. В определениях ее подчеркивается то ситуация выбора, характерная для орфограммы, то сам результат.
М.Т. Баранов отмечает, что это: «то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками (двумя - тремя), но у которых только один принят за правильный.
М.Р. Львов говорит, что «орфограммой может быть отдельная буква в слове, словосочетании букв, морфеме, на стыке морфем, пробел между словами, место разделения слова для переноса, выбор строчной или заглавной буквы».
Удачное определение орфограммы дается в справочнике лингвистических терминов Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой: «орфограмма (от греч. Огtоs – прямой, правильный, gramma- запись) написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применение этих правил».
Выделяют типы орфограмм, каждый из которых связан с определенным разделом орфографии:
1. орфограмма - буква: мороз;
2. орфограмма - дефис: светло- голубой;
3. орфограмма - слитное написание: поехать, снегопад;
4. орфограмма - раздельное написание или пробел: в школе, по реке:
5. орфограмма - строчная буква: ВУЗ;
6. орфограмма - прописная буква: Аня, Москва;
7. орфограмма - перенос с одной строки на другую: де – ре - во
8. орфограмма - графическое сокращение: сущ.
Для обучения правописанию существенное значение имеют опознавательные признаки орфограмм, с которыми должны быть хорошо ознакомлены младшие школьники. Ввел понятие «опознавательных признаков орфограмм», по которым легко обнаружить «точку применения правила – орфограмму» - М. Т. Баранов. Значение этих признаков способствует правильному, четкому и быстрому решению орфографической задачи. Опознавательные признаки предопределяют умения, которыми овладевают учащиеся, при изучении орфограмм.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.