В данной части исследования перед нами стояла задача изучения способности к саморегуляции педагогов как внутреннего психологического механизма этической защиты.
Базой экспериментального исследования стал новокузнецкий институт повышения квалификации. В эксперименте принимали участие педагоги в количестве 24 человека (жен), которые в ходе анкетирования оценили свою способность к этической защите как недостаточную.
Эксперимент проходил в 2 этапа:
Организация экспериментального исследования.
Анализ данных и выработка рекомендаций
В качестве основного метода исследования использовалось тестирование с помощью методики "Способность самоуправления", разработанной в лаборатории психологических проблем высшей школы Казанского университета под руководством Н. М. Пейсахова (приложение 1).
Оценка полученных данных осуществлялась по следующим критериям.
Если результаты анкетирования будут выше 31-ого балов (выше среднего), то в целом система самоуправления у данного человека имеется, однако в этом случае существует опасность того, что данный человек слишком расчетлив и рационален, что ему не хватает эмоций. Об этом стоит подумать, следует понаблюдать за собой, проанализировать свои поступки и действия с точки зрения уравновешивания рационального и эмоционального.
Результаты анкетирования от 24 до 30 баллов означает, что у человека имеется рациональная система самоуправления (средний уровень).
Если результаты анкетирования будут ниже 23-х балов (низкий уровень), то у данного человека еще нет целостной системы самоуправления, а сформированы лишь отдельные звенья. Скорей всего такой человек сильно переживает свои неудачи, но дальше этого не идет. У него эмоциональная оценка преобладает над рациональным анализом, т. е. полноценный цикл самоуправления в этом случае даже не начинается, а поэтому и не формируется.
Чтобы лучше узнать о сформированности отдельных этапов системы управления, нужно сравнить свои результаты с цифрами, приведенными в шкале (см. "Этапы") и определить степень развития каждого из восьми звеньев процесса самоуправления. Все они оцениваются по одной шкале от 0 до 6 баллов.
0 – 2 балла – низкий уровень развития данного элемента самоуправления
3 –5 баллов – средний уровень
5 – 6 баллов – выше среднего
На первом этапе нами было проведено анкетирование педагогов (приложение 2). Обобщенные результаты этой работы представлены в таблицах 1,2.
Таблица 1
Обобщенные результаты изучения общей способности к самоуправлению педагогов
Выше среднего |
Средний уровень |
Низкий уровень | |
% педагогов |
16,7 |
62,5 |
20,8 |
Графически результаты изучения общей способности к самоуправлению представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Изучение общей способности к самоуправлению
Анализ сформированности компонентов способности самоуправления представлен в таблице 2.
Таблица 2
Результаты обобщенного изучения сформированности цикла самоуправления у педагогов
Анализ противоречий |
Прогнозирование |
Целеполагание |
Планирование |
Критерий оценки качества |
Принятие решения |
Самоконтроль |
Коррекция | |
Выше среднего |
29,2 |
8,33 |
16,66 |
29,2 |
8,33 |
24,99 |
20,8 |
4,7 |
Средний |
49,96 |
36,96 |
58,43 |
37,46 |
70,83 |
62,51 |
49,96 |
32,8 |
Низкий |
20,8 |
54,7 |
24,9 |
33,33 |
20,83 |
12,49 |
29,2 |
62,49 |
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.