Аттестация проводится на основе обобщения итогов деятельности педагогических и руководящих работников, экспертной оценки уровня квалификации, профессиональной компетенции, продуктивности и качества педагогической управленческой деятельности работника.
Основанием для прохождения аттестации является личное заявление работника с указанием квалификационной категории, на которую он претендует с обоснованием.
Работник, не имеющий необходимого стажа работы и уровня образования, заложенных в квалификационных характеристиках может претендовать на любую квалификационную категорию и получит ее при успешном прохождении аттестации.
Аттестация проводится по двум направлениям.
Первая - обобщение итогов деятельности педагогических и руководящих работников.
Может осуществляться в форме собеседования, творческого отчета, защиты научно-методической или опытно-экспериментальной разработки и других формах.
При этом учитывается знание преподаваемых предметов, методик преподавания и методик воспитательной работы, теории педагогики и педагогической психологии, уровень практических навыков и умений, а также оценивается творческая деятельность педагогического работника.
При аттестации руководящих работников учитывается знание основ теории управленческой деятельности, тенденций развития содержания образования, новых педагогических технологий, уровень управленческих навыков и умений, знание нормативных документов, регулирующих работу учреждений образования.
Второе - экспертная оценка практической деятельности педагогических и руководящих работников.
Может осуществляться путем использования различных форм психолого-педагогической диагностики и изучения результативности профессиональной деятельности.
Решение о соответствии педагогических и руководящих работников заявленной квалификационной категории выносят:
высшей категории - Главная аттестационная комиссия;
первой категории - Районная (окружная, муниципальная), городская аттестационная комиссия;
второй категории - Аттестационная комиссия учреждения образования.
Главная аттестационная комиссия выносит решение о соответствии высшей и первой квалификационной категориям педагогических и руководящих работников учреждений образования, находящихся в непосредственном подчинении органов управления образованием республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, гг. Москвы и Санкт-Петербурга, министерств и ведомств Российской Федерации.
Руководители учреждений образования аттестуются Главной, районной (окружной, муниципальной), городской аттестационными комиссиями как руководители и как педагогические работники.
За педагогическими и руководящими работниками, вышедшими на аттестацию по собственному желанию до истечения срока установленной ранее квалификационной категории и не получившими положительного решения аттестационной комиссии, сохраняется имеющаяся квалификационная категория до истечения срока ее действия.
Работнику, не подтвердившему в ходе аттестации имеющейся у него квалификационной категории, решением соответствующей аттестационной комиссии категория понижается или снимается.
При переходе на новое место работы, в том числе с переездом в другой регион, за педагогическими и руководящими работниками сохраняется присвоенная по прежнему месту работы квалификационная категория и устанавливается соответствующий ей уровень оплаты труда применяемый в данном регионе на срок, определенный территориальным (ведомственным) положением.
В случае истечении срока действия квалификационную категорию педагогических и руководящих работников во время:
длительной нетрудоспособности;
отпуска по уходу за ребенком;
длительной командировки на работу по специальности в российские образовательные учреждения за рубежом;
отпуска до одного года в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании".
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.