Оценивать учреждения дополнительного образования детей необходимо по реальным результатам с учетом имеющихся достижений и накопленного опыта на основе анализа деятельности по всем направлениям, с учетом мнений обучающихся, родителей, педагогов, общественности на основе сравнения начального уровня состояния проблемы и конечных результатов.
Критериями оценки могут служить: критерий содержания социально-педагогической функции; критерий достижений; критерий социальной устойчивости; критерий взаимоотношений; критерий системности. Использование этих критериев оценки эффективности социально-педагогической деятельности учреждения дополнительного образования детей в сочетании с комплексом методов опытно-экспериментальной работы позволяет обобщить и систематизировать деятельность учреждений подобного типа и качественно проводить контроль за реализацией социально-педагогических функций, - что в настоящее время особенно актуально, т.к. подходы к аттестации и аккредитации этих учреждений еще окончательно не разработаны.
Педагоги конкретного учреждения дополнительного образования детей, реализуя дополнительные образовательные программы социально-педагогической направленности, могут работать с детьми 4-17 лет в следующих направлениях: для дошкольного возраста - школа раннего развития, для обучающихся старше семи лет – детские секции, кружки и объединения, решающие задачи интеллектуального, физического, нравственного, патриотического и др. воспитания.
Возможности системы дополнительного образования уникальны тем, что в ней различные сферы деятельности взрослых моделируются соответствующими видами деятельности детей, в которых между взрослыми и детьми складываются особые социально-психологические и межличностные отношения. Социально-педагогическая направленность позволяет учреждению реализовывать одну из основных функций образование: доступность для всех категорий детей, в том числе, детей группы риска, детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Педагог дополнительного образования «ведет» ребенка по его индивидуальному маршруту с учетом его возможностей и особенностей. Достижения детей обеспечиваются деятельность педагогов, постоянно обновляющих цели, методы, фактическое и теоретическое содержание программ и планов занятий.
Содержание образования различных учреждений системы дополнительного образования детей создает условия для апробации совершенно иных путей развития личности ребенка и самосовершенствования педагогов. Такое образование не может быть стандартизированным, поскольку результатом имеет не только цифровые показатели, а прежде всего, индивидуальные достижения, личностные изменения конкретного человека.
В основе реализации программ социально-педагогической направленности лежат личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы, суть которых в формировании «Я-концепции» обучающихся, индивидуальном развитии личности в интеллектуально-познавательной, эмоциональной, мотивационно-потребностной сферах и в системе социальных отношений.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.