В период 1930 - 1940-х гг. идет интенсивное развитие теории воспитания. Сеть внешкольных учреждений постоянно увеличивалась и охватывала основные направления внешкольной работы с детьми. В это время термин "внешкольное образование" был заменен термином "внешкольное воспитание" в связи с тем, что в довоенные годы в стране в основном уже сложилась общественно-государственная система внешкольной воспитательной работы с детьми.
В эти годы появилась государственная сеть внешкольных учреждений. Официально необходимость ее развития определялась следующими причинами:
- школы работали в 2 - 3 смены, что мешало развертыванию внеурочной работы в самой школе;
- недостаточный охват детей пионерским движением;
-недостаточное число различных клубов, станций, секций для проведения полезного досуга с детьми и подростками.
Были сформулированы задачи внешкольных учреждений:
- борьба за получение детьми знаний, за вовлечение всех детей в школу, ликвидация неграмотности;
- организация досуга детей через проведение массовой культурно-просветительной работы;
- оздоровление ребят и окружающего быта;
- включение детей в социалистическое строительство, участие их в мероприятиях партии и советской власти.
Таким образом, в СССР была создана уникальная государственная система внешкольных учреждений, которая имела совершенно определенное объяснение. Впоследствии происходит дальнейшая политизация работы внешкольных учреждений и внеклассной работы в школе.
В 1950 - 1960-е гг. сеть внешкольных учреждений продолжает расти и требует упорядочения работы с кадрами, определения правового статуса педагогических работников и типов учреждений. Постановлением Совета Министров СССР "Об упорядочении сети, введении типовых штатов и установлении должностных окладов работникам внешкольных учреждений" (1952 г.) были определены единая номенклатура внешкольных учреждений и правовое положение их работников. Усиливалась роль внешкольных учреждении как методических центров, укреплялись связи со школой и общественностью, а также между педагогическими коллективами разных внешкольных учреждений.
В 1970 - 1980 гг. сеть внешкольных учреждений стала развиваться еще более быстрыми темпами. Создается широкая сеть специализированных внешкольных детских учреждений с учетом дифференциации интересов детей, обеспечивающая развитие творческих способностей детей в той или иной области жизни. В этот период интенсивно развиваются кружки технического творчества, туристско-краеведческие, эстетического направления, физкультурно-спортивные, природоведческие. Появляются и профильные клубы, научные общества учащихся, пионерские театры, ансамбли. Во внешкольных учреждениях активно используются такие методы и средства обучения как эксперименты и опыты, практические занятия, экскурсии, походы, экспедиции, работа с научно-популярной и общественно-политической литературой, подготовка рефератов, докладов, конкурсов, соревнований, выставок.
Эти годы стали периодом наивысшего развития внешкольных учреждений. Внешкольные учреждения становятся одним из полноправных воспитательных институтов социума, усиливается их методическая роль в распространении педагогических знаний, в пропаганде наиболее активных форм воспитательного воздействия по месту жительства, в индивидуализации работы с неблагополучными детьми. Кроме того, усиливается их роль в координации всей воспитательной работы в социуме. Тем не менее, доктор педагогических наук Е.Б. Евладова делает важное замечание о том, что «система внешкольного образования, сложившаяся в 60-70-х годах имела много достоинств, однако все чаще стал встречаться формализм, заорганизованность в работе домов и дворцов пионеров.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.