Исследования показали, что наиболее утомляют занятия, связанные с большей затратой физической энергии или (например, решение задач или диктант) требующие большого напряжения внимания. Наоборот, занятия наглядного или лабораторного характера оказались наименее утомительными. Обычные занятия словесного типа занимают промежуточное место, а из них наименее всего утомительны занятия по конкретным предметам, а больше всего — по таким предметам, как математика и грамматика. Но при этом выяснилось также, что огромную роль играют личность учителя и метод занятия. Так, например, исследование Смигельского показало, что занятия физкультурой, которые вследствие сравнительно большой затраты физической энергии являются одними из самых утомительных занятий, при соответствующем учителе и методе даже несколько повышают работоспособность учащихся. Таким образом, казалось бы, следует для каждого предмета и применительно к каждому учителю устанавливать отдельную норму продолжительности урока. Но это возможно только в домашних занятиях, и каждый ученик, готовя уроки дома, примерно так и поступает. В школе, как в общественном учреждении, где подобное варьирование дезорганизовало бы общую жизнь школы, выходят из положения другим путем: устанавливая для всех приблизительно одинаковый учебный час, стремятся к рациональному составлению расписания.
При рациональном состоянии расписания принимают обыкновенно в расчет так называемую «кривую работы». У различных индивидуумов кривая работы различна, но в большинстве случаев имеются следующие общие черты: 1) сначала происходит «вхождение в работу», и работоспособность не велика, но постепенно растет (у детей «вхождение в работу» более затяжное, чем у взрослых; 2) затем работоспособность идет к максимуму, 3) после чего падает, 4) незадолго перед концом работы снова несколько повышается и, наконец, 5) окончательно падает. Такова «кривая работы» как в пределах сравнительно крупного периода времени (учебного года), так и в пределах небольшого периода (суток, школьного дня, урока). Зная степень утомительности данных занятий и учителей, можно составить соответствующее расписание.
При четырех уроках дневное расписание тогда получит следующий вид: 1-й урок — средней трудности; малая перемена; 2-й урок — наиболее утомительное занятие; большая перемена; 3-й урок — средней трудности; малая перемена; 4-й урок —самый легкий. Такого же типа рациональное расписание смены различных видов занятий на уроке: первые 10 минут — занятие средней трудности, следующие 10 минут — самое трудное, затем — опять средней трудности и, наконец, самое легкое; при переходе от одних занятий к другим 1 — 2 минуты некоторого отдыха (сбор тетрадей, обмен впечатлениями от работы, доставление книг и т.п.), а в средине урока немного больше (так называемая физкультминутка и т.п.). Число часов в первых двух классах — 4 часа в день, в III — 4—5 часов и в IV — 5 часов. На дом уроки следует задавать в I и II классах на 30—40 минут, а в III—IV — на 60 минут.
В учении огромную роль играет, с одной стороны, повторение, упражнение, а с другой — ум. Несмотря на частные разногласия, экспериментальная психология довольно твердо установила, что то, что называют механическою памятью (и что в более современных работах иногда называют «мнеме») у маленьких школьников хуже, чем у подростков и взрослых.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.