Связь обучения с развитием и созреванием

Новое об образовании » Роль мотивов в обучении младших школьников » Связь обучения с развитием и созреванием

Страница 2

Вместе с тем исследователи, придерживавшиеся биологизаторской точки зрения, предпочтение отдавали исключительно биологическим признакам, равно как социологизаторы — приобретенным. Данные позиции отражают два высказывания, соответственно: «Яблоко от яблони недалеко падает» и «Нет плохих учеников, а есть плохие учителя».

В отечественной науке вопросу о соотношении обучения и развития были посвящены специальные исследования основателя педагогической психологии Л. С. Выготского. В работах «Педагогическая психология» и «Мышление и речь» он проанализировал классические труды Ж. Пиаже, Э. Клапареда, В. Штерна, К. Бюлера, У. Джемса, Э. Торндайка и Э. Меймана, касающиеся развития и обучения. На примере научных и житейских понятий, при обучении детей чтению и письму, грамматике, арифметике, естествознанию, обществоведению он затронул также вопрос о соотношении развития и обучения. В центре внимания оказалась степень зрелости тех или иных психических функций к началу обучения и влияние последнего на их развитие.

Л. С. Выготский описывает три основные попытки разрешить данную проблему, которая значима и по сей день.

Первая заключается в признании того, что развитие и обучение — независимые процессы.

Развитие ребенка подчинено природным законам, подобно созреванию. Возможности, которые возникают в его процессе, и использует обучение. Для доказательства такого суждения ученые разделили результат развития и продукт обучения. Подобная точка зрения означает: развитие якобы идет своим чередом и достигает оптимального уровня без посредства обучения. Получается, что интеллектуальные возможности детей, которые никогда не учились, такие же, как и у школьников. Иногда признается и зависимость между двумя процессами: развитие создает возможности, а обучение их реализует. Последнее, следовательно, как бы надстраивается над созреванием, завися от него чисто внешне, не будучи приоритетным. Развитие должно пройти определенные стадии, чтобы осуществилось обучение. Вторая точка зрения, которую анализирует Л. С. Выготский, состоит в том, что обучение и развитие сливаются воедино. Различия между ними не рассматриваются. Ребенок развит настолько, насколько он обучен. Обучение и есть развитие. Развитие и есть обучение.

Согласно третьей точке зрения, «обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования».

Применительно к тому, как соотносятся между собой указанные процессы, будем придерживаться точки зрения В. В. Давыдова. По его мнению, обучение подталкивает умственное развитие, в то же время понятие развития объемнее, чем обучения.

Таким образом, чтобы правильно организовать обучение, необходимо понимать, к каким изменениям в развитии личности оно приведет. И здесь уместно напомнить введенное Л. С. Выготским понятие социальной ситуации развития. Это совокупность отношений ребенка с микросредой его развития, которая определяет динамику и содержание психических изменении в ведущей деятельности.

школьник мотивация успех умственный

Страницы: 1 2 

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru