Надежная оценка и прогноз состояния водной системы – очень трудная задача, так как на эту систему воздействуют многочисленные изменчивые во времени антропогенные загрязнители, при попадании которых в водоемы происходят сложные физико-химические и микробиологические процессы.
В экологическом мониторинге водных объектов важная характеристика уровня их загрязнения – концентрация С (мг/л) вредных веществ, содержащихся в водоеме. Обычно эту величину оценивают в единицах предельно допустимых концентраций (ПДК). Например, в окрестностях Звенигорода под Москвой, где ведется интенсивное огородничество с применением повышенных доз органических удобрений, было установлено, что вода в колодцах содержит до 180 мг/л нитратов. ПДК нитратов для питьевой воды составляет 45 мг/л. В данном случае загрязнение колодезной воды нитратами достигает 4 ПДК.
Значения ПДК различных загрязняющих веществ определяют для питьевой и технической воды, а также для воды рыбно-хозяйственных водоемов. При установлении ПДК какого-либо вещества рассматривают три признака вредности: общесанитарный, органолептический, санитарно-токсикологический.
Под общесанитарной вредностью подразумевают влияние вредных веществ в сточных водах на процессы естественного самоочищения водоемов от загрязнения их бытовыми или промышленными сточными водами.
Органолептическая вредность определяет изменение свойств воды, которые обнаруживаются органами чувств (неприятный запах, цвет, привкус, повышенная температура, жесткость) и которые ограничивают возможности использования воды.
Под санитарно-токсикологической вредностью понимается влияние содержащихся в воде веществ на здоровье человека при использовании этой воды для водоснабжения населения.
ПДК того или иного вредного вещества устанавливают по тому признаку вредности, которому соответствует наименьшая пороговая концентрация (по лимитирующему признаку вредности).
Если в водоем поступает несколько веществ с одинаковым лимитирующим признаком вредности, то экологическая чистота водоема определяется выполнением условия:
С1/ПДК1 + С2/ПДК2 +… + Сn/ПДКn £ 1,
или
S(Cn/ПДКn) £ 1,
где Cn – концентрация в мг/л, ПДКn – ПДК соответствующего вещества […].
Промышленные и бытовые сточные воды содержат загрязнители, которые разлагаются, окисляясь растворенным в воде кислородом. Общий уровень загрязнения в этом случае определяется биологической и химической потребностью в кислороде.
Биологическая потребность воды в кислороде (БПК), мг/л – масса кислорода в сточной воде, которая необходима водным организмам для окисления органических и части неорганических веществ, находящихся в 1 л этой воды. Биологическому окислению подвергаются только те компоненты, которые организмы могут использовать для своей жизнедеятельности. Процесс биологического окисления длительный, поэтому величины БПК снабжаются индексами, означающими время окисления в сутках, например БПК10 или БПК5. Все БПК стремятся к некоторой величине – полной биологической потребности в кислороде – БПКП, значение которой для рыбно-хозяйственных и хозяйственно-питьевых водоемов составляет 3 мг/л.
Химическая потребность в кислороде (ХПК), мг/л – масса кислорода, который требуется для химического окисления органических и неорганических веществ, находящихся в 1 л сточной воды. Для определения ХПК в качестве окислителя обычно используют горячий кислый раствор дихромата калия K2Cr2O7. Химическое окисление более полное, чем биологическое, поэтому ХПК больше БПКП. Величины ХПК важны для определения характеристики промышленных сточных вод, которые, как правило, более загрязнены, чем бытовые сточные воды. Порядок значений ХПК следующий: для сравнительно чистой воды ХПК = 10-20 мг/л, для грязных сточных вод ХПК = 1000 мг/л и более.
Отношение величин БПКП и ХПК называется биохимическим показателем (БХП). Эта величина всегда меньше единицы, по ней можно судить о возможности и степени очистки сточных вод биологическим путем: для бытовых сточных вод, наиболее полно очищаемых биологическим путем, БХП = 0,5; для промышленных сточных вод БХП на порядок меньше (0,05).
Аналитические методы контроля качества воды требуют огромных материальных затрат. Трудность контроля за поступлением загрязнителей в водоемы возрастает, когда источники загрязнения не точечные (завод или фабрика), а неточечные – тысячи гектаров полей, с которых происходит смыв удобрений и химикатов.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.