Построение ребенком модели-представления подчинено следующей общей схеме:
а) предварительный анализ признаков;
б) построение гипотезы - некоей слабо определенной модели;
в) проверка гипотезы путем выявления необходимых признаков в процессе спрашивания;
г) трансформация или достраивание модели путем сравнения ее с реальностью, придание ей большей определенности в соответствии с поступающей информацией;
д) сопоставление результата с требованиями задания.
Иными словами, ребенок мог идти по пути насыщения слабо определенной модели (некоего целого) признаками, придающими ей наглядность и конкретность.
При переборе, опираясь на конкретные выделенные в визуальном плане характеристики какой-либо отдельного предмета, ребенок отождествляет его с возможной моделью и в вопросах подгоняет модель под образ восприятия. Фактически здесь нет операций моделирования, а имеет место сравнение визуальных образов.
Иначе выглядит процесс при группировании. За основу здесь берется некий частный, неопределенный признак (красивые, хорошие), на основе которого сужается поле поиска. Здесь уже есть попытка поиска основания для построения модели, но выбор признаков оказывается неадекватным.
За основу построения экспериментальной модели ребенком берется как бы внешний по отношению к задаче признак из конкретных, знакомых ему ситуаций. Очень похоже, что процесс напоминает вписывание модели в уже существующую модель чего-то другого, связанного с первой, являющейся целым по отношению к ней. Экспериментальная модель строится на основе некоторых знаемых признаков модели-аналога.
Атрибутивный способ наиболее типичен для детей 6-7 лет и отражает ориентацию детей этого возраста на конкретные признаки вещей и явлений. Особенностью этого способа мы считаем оперирование сдвоенными признаками (большая-маленькая, черная-белая пуговицы). Получив ответ, ребенок отбрасывает один признак, а к оставшемуся снова присоединяет раздвоенный признак по другому основанию.
При построении модели способом категоризации ребенок действует сериями индукций - дедукций. Зная категорию «цвет», он мысленно развертывает ее на имеющиеся варианты, перед внутренним взором проходят все цвета, представленные в коллекции.
Обобщая выделенные стратегии, можно предположить, что в основе построения модели-представления или любом способе может лежать следующий механизм: сначала появляется слабо определенная сукцессивная модель, сочетающая а себе все известные и предполагаемые признаки объекта. Эта первичная модель очень неустойчива, носит постоянно варьирующийся характер в зависимости от тех свойств видимого объекта, которые попадают в поле восприятия ребенка. Первичная модель может быть и богаче и беднее самого репрезентируемого объекта, о чем свидетельствуют немногочисленные зарисовки своей гипотезы нашими испытуемыми. Изображение выглядит либо как просто кружочек (или кружочек с двумя точками-дырочками), либо это оригинальное изображение пуговицы необычной формы, фактуры, с обозначением цвета и пр. Вторые рисунки дети делали реже. Постепенно по мере познания задуманных признаков модель-представление становится симультанной, расчлененной, дискретной. Уже нет неопределенного целого, а есть набор признаков. В процессе спрашивания ребенок глубже познает конкретные признаки объекта, и в зависимости от уточненных признаков модель снова приобретает целостный характер.
Моделирование - это метод познания интересующих нас объектов через модели. Моделирование - это исследование объекта, при котором изучается не сам объект, а вспомогательная искусственная или естественная система, находящаяся в некотором объективном соответствии с этим объектом, способная замещать его в определенном отношении и дающая информацию о самом моделируемом объекте. Между исследователем и объектом познания стоит модель. Ребенок действует с моделями сначала под руководством и с помощью учителя, а затем строит модели самостоятельно. Было обнаружено, что, существенные признаки и связи, зафиксированные в модели, становятся наглядными для учащихся тогда, когда эти признаки, связи были выделены самими детьми в их собственном действии, т.е. когда они сами участвовали в создании модели. Подлинное назначение модели – быть объектом действия, посредством которого получают новую информацию об оригинале. Модель выполняет эвристическую функцию выделения всех общих характеристик изучаемых объектов. Если наглядность позволяет представить только внешние стороны объекта, то моделирование служит средством целостного отражения отдельного и общего, чувственного и логического, внешнего и внутреннего. Обучение моделированию учащихся приводит к повышению эффективности обучения и общеразвивающему эффекту.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.