Отмечая роль подвижных игр в качестве средства борьбы с гиподинамией, С.Д. Неверкович подчеркивает, что наличие соревновательного момента в естественных видах движений позволяет использовать подвижные игры для подготовки занятий спортом.
Немалые заслуги принадлежат Е.А. Покровскому, который впервые поставил вопрос о включении игр в педагогическую практику школы. Он проанализировал детские игры, их роль в физическом развитии в этнографическом и педагогическом плане. В поисках новых средств всестороннего воспитания Е.А. Покровский обращался к народным играм как к лучшему источнику, более естественному и понятному для детей. Народные игры он оценивал как средство физического развития и указывал, что в них отражаются характерные черты нашего народа.
Многие авторы утверждают, что средства физического воспитания, после их тщательного изучения, могут успешно использоваться в воспитательных и образовательных целях, что в свою очередь позволит более качественно проводить учебно-воспитательный процесс школьников. Однако следует отметить, что не всякое средство физического воспитания может использоваться, а лишь то, педагогическое влияние которого изучено, проверено. В системе физического образования П.Ф. Лесгафт рекомендует, в качестве главного средства при обучении младших школьников основным движениям использовать подвижные игры, в которых должны быть включены естественные физические упражнения (бег, ходьба, прыжки, метание) с постепенным и последовательным увеличением нагрузки. В игре развиваются физические силы ребенка, делается тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива, развиваются организаторские навыки отмечала Н.К. Крупская и считала игру потребностью растущего детского организма.
Особую роль придавал играм "состоящим в движении" Ян Амос Коменский, согласно его советам следует использовать подвижные игры, приспособленные к народным обычаям. Игра в жизни детей имеет, такое же значение как трудовая деятельность для взрослого человека, указывал А.С. Макаренко, и является важным средством воспитания и подготовки к будущей трудовой деятельности. Игра и соревнование являются также основным полем успеха для школьников. Например, одной из трудных задач для учащихся 4-го класса является обучение метанию гранаты одной рукой из-за спины через плечо. К сожалению, с первого класса большинство детей неверно осваивают навыки метания. Чтобы школьники переучились, освоили новую непривычную координацию, им нужно сотни раз выполнить это движение в процессе обучения. Однообразное повторение быстро вызывает скуку, утомляет. Здесь можно организовать соревнования. Каждый ученик получает теннисный мяч. Задача — бросить его об пол так, чтобы он, отскочив, попал в стену, и поймать его после отскока. В этом упражнении рука заносится над плечом так, при метании на дальность и в цель. Малейшее искажение движения затрудняет ловлю мяча. Поймав мяч, школьник получает право сделать шаг назад. Выигрывает тот, кто, пятясь назад, первым дойдет до линии, проведенной в 6 –8 м от стены, в которую должен попасть мяч. Соревнование проводится несколько раз, а затем можно переходить к следующему этапу обучения — игре. Такие игры, как "Сбей городок", "Перекати мяч", "Поверни щит", в которых многократно повторяется бросок мяча в цель, помогают сформировать правильный навык.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.