Задачи, стоящие перед нами во второй главе, формулируются следующим образом:
- обосновать, что изменение системного подхода с течением времени носило характер развития, то есть выполнялись критерии необратимости, закономерности и преемственности;
- выявить специфику рассмотрения системного подход в трудах ученых, исследующих проблемы теории воспитания;
- выявить этапы развития системного подхода в теории воспитания;
- выявить тенденции развития системного подхода в теории воспитания (в целом и на каждом конкретном этапе).
Приступая к выполнению поставленных задач, нужно дать краткое пояснение, связанное с понятием этапа, и прокомментировать способ изложения материала в настоящей главе.
Этап - это временной промежуток, стадия в развитии какого-либо процесса. Разграничение этапов, по нашему мнению, наиболее целесообразно основывать на мысли, что внутри каждого этапа анализируемое явление имеет похожие черты или, что равнозначно при рассмотрении динамики явления, схожие тенденции.
В любых историко-педагогических исследованиях, по мнению З. И. Равкина, возможны два способа изложения: исторический и логический. При первом способе описываются взгляды конкретных педагогов, как правило, в хронологической последовательности и как можно более полно с учетом выбранной темы. Логический же способ «как бы «выпрямляет» линию исторического развития, отбрасывая то, что мешает представить ее в чистом виде», то есть он в большей степени связан с проблемным изложением. Это не позволяет обрисовать развитие столь же исчерпывающе, как при историческом способе рассмотрения, но дает возможность более стройно представить имеющийся материал с учетом внутренней логики изменения объекта, который нами исследуется. В немногочисленных работах, посвященных развитию системного подхода в теории воспитания, как, например, в исследовании А. Г. Кузнецовой, преобладающим являлся логический способ. Мы будем сочетать оба способа изложения при сохранении первенства за логическим, исходя из сложности анализируемого объекта и ограниченного объема исследования.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.