Опытно-экспериментальное исследование по выявлению уровня развития логического мышления школьников при решении текстовых задач проводилось на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Кунгура в январе – феврале 2008 года.
Для проведения экспериментальной работы были выбраны два класса: 6 «В» и 6 «Г» по 24 человека в каждом. 6 «В» был контрольным, а 6 «Г» – экспериментальным классом.
Учащиеся данных классов были однородны по возрастному составу, имели практически одинаковые показатели по результатам обучения. Учащиеся данных классов занимались по учебнику математики Виленкина Н.Я. В учебнике собрано достаточное количество, для усвоения материала, текстовых задач. В конце изучения некоторых разделов имеются текстовые задачи, которые способствуют развитию таких качеств как внимательность, умение хорошо и быстро запоминать, логически мыслить.
В содержании опытно-экспериментального исследования выделяются три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный, содержание каждого из которых отвечает основным задачам экспериментального исследования:
1) изучению уровня сформированности основных мыслительных операций у шестиклассников контрольного и экспериментального классов на начало эксперимента;
2) реализации условий развития логического мышления в ходе учебной деятельности при решении текстовых задач с шестиклассниками экспериментального класса;
3) контрольному замеру сформированности развития логического мышления учащихся контрольного и экспериментального классов по окончании эксперимента.
Констатирующий эксперимент проводился в начале января 2008 учебного года. Условия обучения на данном исследовательском этапе экспериментатором не изменялись, была лишь предложена диагностическая программа обследования шестиклассников. Для исследования уровня развития логического мышления была использована методика «Числовые ряды».
Цель данной методики: исследование логического аспекта математического мышления.
Методика «Числовые ряды»
Внимательно прочитай каждый ряд чисел и на два свободных места напиши такие два числа, которые продолжат данный числовой ряд.
Например:
2 4 6 8 10 12 14 16
10 9 3 7 6 5 4 3
3 3 4 4 5 5 6 6
1 7 2 7 3 7 4 7
№1 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | ||
№2 |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 | ||
№3 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 | ||
№4 |
9 |
9 |
7 |
7 |
5 |
5 | ||
№5 |
3 |
6 |
9 |
12 |
15 |
18 | ||
№6 |
8 |
2 |
6 |
2 |
4 |
2 | ||
№7 |
8 |
9 |
12 |
13 |
16 |
17 | ||
№8 |
27 |
27 |
23 |
23 |
19 |
19 | ||
№9 |
8 |
9 |
12 |
13 |
16 |
17 | ||
№10 |
1 |
2 |
4 |
8 |
16 |
32 | ||
№11 |
22 |
19 |
17 |
14 |
12 |
9 | ||
№12 |
4 |
5 |
7 |
10 |
14 |
19 | ||
№13 |
12 |
14 |
13 |
15 |
14 |
16 | ||
№14 |
24 |
23 |
21 |
20 |
18 |
17 | ||
№15 |
16 |
8 |
4 |
2 |
1 |
1/2 | ||
№16 |
18 |
14 |
17 |
13 |
16 |
12 | ||
№17 |
12 |
13 |
11 |
14 |
10 |
15 | ||
№18 |
2 |
5 |
10 |
17 |
26 |
37 | ||
№19 |
21 |
18 |
16 |
15 |
12 |
10 | ||
№20 |
3 |
6 |
8 |
16 |
18 |
36 |
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.