Поэтому перед выполнением лабораторных работ исследовательским приемом следует проверить (если нужно, восстановить) знание теории и сформированность необходимых экспериментальных умений.
Эта подготовительная работа может проводиться в различных формах: повторение теоретического материала, решение соответствующих задач (иногда достаточно обсудить только общую идею решения), анализ демонстрационных опытов, помогающих учащимся лучше подготовиться к лабораторной работе, проведение кратковременных экспериментальных заданий. При этом учащиеся должны быть предупреждены о том для чего проводиться вся эта работа. В заключение отметим, что систематическое выполнение лабораторных работ исследовательским приемом, как показал опыт, значительно повышает уровень знаний и экспериментальных умений учащихся, успешно развивает их познавательную самостоятельность, их творческое мышления. Однако исследовательский прием имеет и ряд слабых сторон: большое время выполнения работы; недостаточная эффективность при формировании начальных экспериментальных умений, показ и подражание имеют большое значение; слабая эффективность при выполнении сложных работ, где крайне необходима помощь учителя.
Например, для выполнения лабораторной работы «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы» требуется следующее оборудование: линейка, два прямоугольных треугольника, длиннофокусная собирающая линза, лампочка на подставке с колпачком, источник тока, выключатель, соединительные провода, экран, направляющая рейка.
Предваряем работу теоретической частью.
Простейший способ измерения оптической силы и фокусного расстояния линзы основан на измерении и формулы оптической силы линзы
Для измерения фокусного расстояния линзы F достаточно спроецировать изображение лампочки на подставке на экран и измерить расстояние от линзы до экрана. В качестве предмета используется светящаяся рассеянным светом буква в колпачке осветителя. Действительное изображение этой буквы получают на экране. Располагаем линзу так, чтобы получилось четкое изображение.
Для определения оптической силы линзы проводим вычисления по формуле:
Располагаем лампочку между фокусом и двойным фокусом.
Рис.30. Построение изображения предмета, расположенного между фокусом и двойным фокусом.
Изображение должно получиться действительное перевернутое увеличенное.
Располагаем лампочку между фокусом и оптическим центром.
Рис.31. Построение изображения предмета, расположенного между фокусом и оптическим центром.
Изображение должно получиться мнимое прямое увеличенное:
Располагаем лампочку за двойным фокусом.
Изображение должно получиться действительное перевернутое уменьшенное. Особенно интересно учащимся наблюдать изображение окна, получившееся на экране. Примерный ход работы:
F = 8 см = 0,08 м
F = 7 см = 0,07 м
F = 9 см = 0,09 м
По окончании работы необходимо сделать вывод по наблюдениям, измерениям и вычислениям.
Например, Если предмет расположить между фокусом и двойным фокусом, изображение получается действительное перевернутое увеличенное. F = 8 см = 0,08 м, D=12,5 дптр.
Если предмет расположить между фокусом и оптическим центром, изображение получается мнимое прямое увеличенное. F = 7 см = 0,07 м, D=14,3 дптр.
Если предмет расположить за двойным фокусом, изображение получается действительное перевернутое уменьшенное. . F = 9 см = 0,09 м, D=11,1 дптр.
Таким образом, можно сделать вывод, что ни один из рассмотренных приемов выполнения лабораторных работ нельзя считать универсальным, пригодным для решения любых дидактических задач.
Каждый прием имеет свои специфические особенности и приводит к положительным результатам в определенных условиях и решении тех или иных учебно-воспитательных задач. Разнообразие приемов выполнения является необходимым условием всестороннего развития учащихся.
Даже при выполнении одной и той же работы могут быть использованы разные приемы её выполнения, поскольку класс не является однородным и учитель может ставить перед различными звеньями учащихся разные задачи.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.