Проведение демонстрационных и лабораторных экспериментов при изучении темы «Световые волны» позволяет сформировать у школьников навыки, которые пригодятся им в жизни. Например, пускание солнечного зайчика, воспламеняющего или нагревающего какой-либо объект позволяет осознать, что световые волны несут энергию. А рассматривание объектов через линзу или стекло, на которое нанесен слой вазелина приводит учащихся к пониманию прямолинейности распространения света в однородной среде.
Компьтеризация современной школы позволяет использовать компьютерные лабораторные и демонстративные эксперименты. Все это превращает выполнение многих заданий в микроисследования, стимулирует развитие творческого мышления учащихся, повышает их интерес к физике.
Например, компьютерные модели, разработанные компанией «ФИЗИКОН», найденные в просторах сети, на отдельных учебных сайтах или сайтах преподавателей легко вписываются в урок и позволяют учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся.
С использованием моделей, предложенных в этих программах можно провести урок-исследование. При изучении темы «Световые волны» можно представить иллюстрации с различными зрительными иллюзиями.
Рис. 15. Зрительные иллюзии
К экспериментальным задачам по теме «Световые волны» можно отнести такие физические задачи, постановка и решение которых органически связаны с экспериментом с различными измерениями, воспроизведением физических явлений, наблюдениями за физическими процессами.
Большинство таких задач строится так, чтобы в ходе решения учащиеся сначала высказывают предложения, обосновывают умозрительные выводы, а потом проверяют их опытом. Такое построение вызывает у учащихся большой интерес к задачам и при правильном решении большое удовлетворение своими знаниями.
Экспериментальные задачи в отличие от текстовых, как правило, требуют больше времени на подготовку и решение, а также наличия у учителя и учащихся навыков в постановке эксперимента. Однако решение таких задач положительно влияет на качество преподавания физики.
Например, при изучении явления дифракции можно предложить эксперимент по исследованию размера тени в зависимости от размера объекта и его удаленности.
Из числа основных достоинств экспериментальных задач можно отметить следующие:
они способствуют повышению активности учащихся на уроках, развитию логического мышления, учат анализировать явления, заставляют ученика напряженно думать, привлекая все свои теоретические знания и практические навыки, полученные на уроках,
решение задач воспитывает у учащихся стремление активно, собственными силами добывать знания, стремиться к активному познанию мира,
экспериментальные задачи помогают в борьбе с формализмом в знаниях учащихся. Разбирая задачи, учащиеся убеждаются на конкретных примерах, что их школьные знания вполне применимы к решению практических вопросов, что с помощью этих знаний легко увидеть физическое явление, уточнить его закономерности и даже управлять этим явлением. Таким образом, теоретические, книжные положения приобретают реальный смысл,
использование экспериментальных задач способствует получению учащимися прочных, осмысленных знаний, умению пользоваться этими знаниями на практике, в жизни,
систематическое применение экспериментальных задач в процессе обучения убеждаются в достоверности знаний, в объективности физических законов, в том, что практика, опыт являются критерием теоретических знаний, что ценность для человека представляют только те знания, которые проверены практикой,
при решении почти каждой экспериментальной задачи учащиеся видят реальные, конкретные связи и зависимости между явлениями, между физическими величинами и убеждаются, что эксперимент имеет огромное значение в познании окружающих явлений, в решении трудных практических задач,
самостоятельное решение учащимися экспериментальных задач способствует активному приобретению умений и навыков исследовательского характера, развитию творческих способностей. Здесь им приходится не только составлять план решения задачи, но и определять способы получения некоторых данных, самостоятельно собирать установки, отбирать и даже «конструировать» нужные приборы для воспроизведения того или иного явления,
разбор экспериментальных задач воспитывает у учащихся критический подход к результатам измерений, привычку обращать внимание на условия, при которых производится эксперимент. На практике они убеждаются, что результаты измерений всегда приближенны, что на их точность влияют различные причины. И потому, производя эксперимент, необходимо устранять все побочные вредные влияния,
экспериментальные задачи помогают учащимся лучше решать расчетные задачи, решение которых часто сводится к подстановке чисел, данных в условии, в формулы без уяснения физического смысла задачи. Экспериментальные задачи обычно не имеют всех данных, необходимых для решения. Поэтому учащимся приходится сначала осмыслить физическое явление или закономерность, о которой говорится в задаче, выявить, какие данные ему нужны, продумать способы и возможности их определения, найти и только на заключительном этапе подставить в формулу, что учащиеся делают уже вполне осмысленно.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.