Каждый учитель выстраивает свою технологию обучения, т.е. свою модель освоения учащимися конкретного учебного материала, способы добывания знаний. Однако существуют определенные инвариантные этапы деятельности учителя, которыми он должен владеть, чтобы организовать учебный процесс, отвечающий современным требованиям.
Тема «Световые волны» является первой темой раздела «Оптика» в основной школе. Примерное планирование этой темы курса физики представлено в таблице с перечнем демонстрационного эксперимента. На изучение темы «Световые волны» отводится семь уроков. Содержание учебного материала темы спланировано в соответствии с составляющими первой волновой теории света – теории Гюйгенса: экспериментальные факты – модель распространения световой волны, принцип Гюйгенса – выводы – их экспериментальная проверка.
Таблица 1. Примерное планирование темы «Световые волны»
№ пп |
Тема урока |
Часы |
1 |
Развитие взглядов на природу света. Скорость света. Принцип Гюйгенса. | |
2 |
Отражение света. Закон отражения света. | |
3 |
Преломление света. Закон преломления света | |
4 |
Решение задач | |
5 |
Дисперсия света. Лабораторная работа №2 «Наблюдение дисперсии света» | |
6 |
Интерференция света. Лабораторная работа «Наблюдение интерференции света» | |
7 |
Решение задач |
При изучении темы «Развитие взглядов на природу света. Скорость света. Принцип Гюйгенса» ставятся цели:
образовательная - формирование знания о принципе Гюйгенса, понятия о волновой поверхности, световом луче, плоской волне,
развивающая - развитие знания учащихся о прямолинейном распространении света, границ применения теории Гюйгенса,
воспитательная - знакомство с моделью распространения электромагнитной волны, предложенной Гюйгенсом.
Данный урок является вводным. На этом уроке рассматривается сущность волновой теории, т.е. ее ядро: принцип и модель распространения световой волны от точечного источника света.
Содержание учебного материала можно разделить на три части: историческая справка, прямолинейное распространения света, принцип Гюйгенса. В таблице 2 представлен план урока.
Таблица 2. План урока
Содержание урока |
Методы и приемы обучения |
Историческая справка: электромагнитная природа света; скорость света, основные свойства световых волн, законы распространения света; Х.Гюйгенс создатель первой волновой теории света. Прямолинейное распространения света: экспериментальное доказательство, образование тени и полутени, лунные и солнечные затмения. Волновая поверхность. Принцип Гюйгенса. Закрепление. Задание на дом. |
Рассказ. Демонстрация шкалы (спектра) электромагнитных волн, портрета ученого Х.Гюйгенс, создателя первой волновой теории света. Беседа. Демонстрация тени и полутени. Демонстрация камеры-обскура, фрагментов интерактивного курса. Решение качественных задач и ответы на вопросы. Запись на доске и в дневниках |
Историческая справка (фрагмент урока). Данная тема изучается после электромагнитных волн. Поэтому важно обратиться к спектру электромагнитных волн (спектр электромагнитных волн, рис. 1).
Весь спектр электромагнитных волн можно приближенно разбить на три части – радиоволны с длиной волны от нескольких километров до сантиметров; свет, включая не только видимый свет, но и миллиметровые волны, инфракрасное, ультрафиолетовое и мягкое рентгеновское излучение; гамма-излучение, включая жесткое рентгеновское излучение с длиной волны менее 0,1 нм.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.