В 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения. Координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования являлась Российская академия образования. Коллектив разработчиков состоял из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечала за конкретное направление работы.
Стандарты первого поколения создавались в определенных исторических условиях резкой смены идеологических и политических векторов нашей жизни. Основными лозунгами того времени была деидеологизация и гуманизация образования. Происходил процесс отбора нового содержания образования, сами условия реализации этих направлений были сложными с точки зрения невнятных идеологических и политических установок. Кроме того, стандарты первого поколения не учитывали заказ общества на получение общего образования, совсем не учитывались экономические факторы развития страны.
В основу разработки стандартов второго поколения был положен один из ключевых тезисов Послания В.В. Путина Федеральному Собранию 2004 г.: "Мы строим открытое гражданское общество". Дальнейшее развитие этого тезиса и конкретизация была проведена в первом Послании Президента РФ Д.А. Медведева.
Основной акцент новых стандартов ставится на экономических, финансовых механизмах, инфраструктурных вопросах деятельности образования.
В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривался разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.
Образование выступает в роли не только важнейшего социального института, но и осуществляет важнейшую социальную деятельность общества. Это оказалось важным в определении предмета разработки стандартов. С одной стороны, можно рассматривать образовательную среду, т. е. образовательное учреждение, – каким образом оно реализует задачи обучения и воспитания. С другой стороны, предметом реформы может быть образование как отрасль социально-экономического развития государства. Здесь основное внимание следует акцентировать на организационно-экономических, финансовых механизмах, инфраструктурных вопросах деятельности образования.
В настоящее время образование считается важнейшей социальной деятельностью общества, т.е. рассматривается образовательное пространство страны как совокупности институтов социализации, которые оказывают воздействие на формирование будущих поколений ее граждан.
Школа рассматривается как учреждение, взаимодействующее с семьей, СМИ, культурой, религией и др. Основная роль новой системы образования - это обеспечение социальной и духовной консолидации нации, конкурентоспособности и безопасности личности, общества и государства, т.е. делается акцент на формирование гражданской идентичности как условие укрепления российской государственности, а, именно, это этническая, региональная идентичность, чувство малой Родины и философии нового стандарта - концепцию многокультурного плюрализма – все нации и народы, проживающие на территории Российской Федерации, равны между собой и имеют равные права на развитие своей культуры, своего языка и т. д. в рамках одной российской культуры.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.