Экологическая культура и образование

Страница 2

Мерой экологической культуры выступает экологическая этика. Акцентируя внимание на проблемах биосферы, всего живо­го, она создает предпосылки действий, ориентированных на со­хранение и развитие человеческого и природного бытия. В эколо­гической этике в сферу нравственных отношений, кроме традици­онно рассматриваемых отношений "человек — человек", "человек — общество" включается также целый ряд сторон отношений "человек — природа".

Основное свойство, присущее экологической этике, связано с тем, что приоритетной в ней остается забота о природных усло­виях существования будущих поколений. Обращенность в буду­щее, которая предполагает и заботу о настоящем, отличает эколо­гическую этику от традиционных направлений этики.

Положения экологической этики уже сейчас позволяют предположить следующие требования: отказываться от любых действий, которые могут подорвать возможности существования будущих поколений; мера ответственности перед потомками должна быть приоритетной при принятии решений, касающихся и состояния природной среды; недопустимо в интересах ныне жи­вущих людей наносить ущерб интересам будущих поколений.

Однако эти и другие положения экологической этики, при­званные обеспечить гармонизацию взаимодействия человека и природы, могут быть реализованы, если они практически прони­зывают самые различные сферы человеческой деятельности, образование, воспитание, политику и др. Только в этом случае этиче­ские нормы, насыщенные экологическим содержанием, не оста­нутся благим пожеланием и приблизят становление нового, экологического общества.

Основным средством формирования экологической культу­ры призвана стать целенаправленная система экологического об­разования.

Потребность в экологическом образовании связана с необ­ходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни челове­ка. Качество окружающей среды определяет здоровье — основное право человека и главную цель развития цивилизации. Без необ­ходимых для существования и развития человека природных предпосылок все социальные вопросы теряют смысл. Поэтому, экологическое образование должно не просто проникнуть в струк­туру системы образования, а стать одной из ее основ. Если лите­ратура и история нужны для усвоения ценностей культуры, есте­ствознание — закономерностей природы, то экологическое обра­зование необходимо для формирования подлинно человеческого отношения к природе, определения допустимой меры ее преобразования, усвоения специфических социально-природных законо­мерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.

Деформация системы экологических отношений, дефицит ответственности перед будущим являются одним из истоков кри­зисной экологической ситуации. У выпускников школ, вузов, как и у населения в целом, преобладает потребительский подход к природе; низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых; не развита потребность практического участия в реальной работе по изучению и улучшению среды, окружающей человека непосредственно. Поэтому основная цель экологического образования — формирование ответственного от­ношения к природе.

Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на фор­мирование общей экологической культуры, экологической ответ­ственности за судьбы своей страны и близких людей, планеты и всей Вселенной.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru