- формулирование личностных и коллективных целей проекта - определение конечного результата (продукта) проекта, формы его представления;
- установление критериев оценки процесса и результатов педагогической деятельности др.
Формирование коммуникативных умений в проектном обучении происходит в процессе общения, которое предполагает установление и поддержание контактов, коммуникацию членов проектной группы, общение с преподавателем, консультантами на всех этапах работы над проектом. В основе данных умений лежит система внутренних средств, необходимых для построения эффективного взаимодействия. В составе коммуникативных умений выделяют три составляющие:
- умение передавать информацию в процессе общения;
- умение устанавливать позитивные контакты, воздействовать на партнера;
- умение понимать других или социоперцептивные умения.
Последняя составляющая является определяющей и может рассматриваться как ориентировочная основа коммуникативного действия. В процессе обсуждений в ходе работы над проектом, связанным с профориентационными интересами учащихся, формируются умения профессионального общения, которые в свою очередь образуют коммуникативную компетентность человека. Последняя предполагает общность, сходство, взаимное устремление соизмерять, понимать и принимать иное мнение, не только реагировать, но и эмоционально сопереживать.
С проектировочными и коммуникативными умениями тесно связаны организаторские умения. Они проявляются на всех этапах педагогической деятельности в организации получения информации, собственной деятельности каждого участника проекта, а также деятельности и общения членов группы в процессе работы над проектом. Другими словами, они представляют собой умения и навыки управления и самоуправления и включают в себя следующие умения:
- рационально организовывать индивидуальную, парную, групповую деятельность;
- распределять функции и роли в соответствии с требованиями совместной деятельности, объем материала, время выполнения индивидуальных частей проекта и деятельности в целом;
- утверждать в коллективе отношения оптимизма и перспективы;
- осуществлять контроль и самоконтроль, как процесса, так и результата деятельности;
- корректировать свои собственные действия и действия членов проектной группы, добиваясь цели проектной деятельности и др.;
- организовывать помощь и взаимопомощь в процессе работы над проектом.
Учитывая диалектическую взаимосвязь между знаниями и умениями, можно сказать, что знание, приобретенное учеником в процессе проектной деятельности, отличается большей гибкостью, широтой, актуализацией на применение в новых условиях. Тем самым оно становится основой формирования умений, которые в свою очередь являются источником приобретения новых знаний.
Выделенные группы умений представляют собой совокупность профессиональных и личностных умений. Индивидуальный подход, выступая средством их формирования, способствует решению задач, стоящих перед школой: вооружение учеников специальными и общеобразовательными знаниями и профессионально-ориентированными умениями, формирование личности школьников.
Индивидуальный подход представляет широкие возможности для творческого применения сформированных умений, придавая им тем самым творческий характер.
Творчество в проектной деятельности выступает, на наш взгляд, связующим звеном, объединяющим рассматриваемые умения в интегральную совокупность. Как высшая форма гуманной, созидательной, активной, самостоятельной, мыслительной и практической деятельности человека, оно становится ценностью и позволяет формировать творческие умения школьников.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.