Реальным воплощением современных информационных технологий в учебном процессе является система развивающих средств обучения, построенная на базе электронных учебных пособий.
Компьютерный учебник или электронный учебник «ЭУ» представляет собой программное средство, позволяющее представить для изучения теоретический материал, организовать апробирование, тренаж и самостоятельную творческую работу, помогающее учащимся и преподавателю оценить уровень знаний в определенной тематике, а также содержащее необходимую справочную информацию.
Для обеспечения дидактических функций учебно-методического комплекса к электронному учебнику предъявлены следующие требования:
Основной материал учебника определяет необходимый объем знаний, которым должен овладеть учащийся. Учебник имеет блочную структуру. Внутри каждой главы учебный материал дается в строгой логической последовательности. Вводимые понятия и алгоритмы предполагают наличие у учащихся знаний предыдущего материала.
Основными структурными единицами учебного материала являются взаимосвязанные базовые фрагменты, предназначенные для организации логических уроков. Базовые фрагменты состоят из системы элементарных фрагментов, каждый из которых отражает одну мысль, гипотезу, или алгоритм.
Текстовые фрагменты могут сопровождаться аудио- или видеоинформацией для выделения смысловых акцентов. Для представления разнородной или гипертекстовой информации рекомендуется использовать многооконный интерфейс.
Текст учебника должен сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации.
В электронном учебнике может содержаться дополнительный материал, а также материал для углубленного изучения тем.
Наиболее важные элементы электронного учебника должны иметь подсказки или пояснения. Справочный материал учебника содержит основные определения, наиболее важные даты истории развития информатики, таблицы для сравнения определенных характеристик объектов и т. п.
В электронном учебнике имеются два вида тестов: тесты текущего опроса и итоговые тесты по каждому разделу, содержащие тесты на конструирование ответов.
После изучения каждой структурной единицы учебного материала в электронном учебнике содержится материал для обобщения, представляющий изученный материал в более кратком виде.
Электронный учебник должен быть открытым для его развития.
Текст учебника должен иметь возможность копирования, вывода на печать
Электронный учебник позволяет применять современные информационные технологи для повышения эффективности учебного процесса.
Электронный учебник позволяет использовать как традиционные, так и новые приемы, методы и формы обучения.
Обучение учащихся, основанное на систематическом использовании учебно-методического комплекса, включающего в себя электронный учебник, направлено на то, что бы учащиеся систематически работали с учебником самостоятельно, без помощи преподавателя.
Ориентировка конкретной учебной деятельности определяется предметными знаниями, имеющимися в электронном учебнике. Общей ориентации учебной деятельности способствуют сведения из педагогического мониторинга. Учебник не навязывает жесткой структуры и методики изучения учебного материала. Электронный учебник обеспечивает проведение уроков различного типа, а также самостоятельное изучение учебного курса.
Электронный учебник может интегрировать в себе возможности различных педагогических программных средств: обучающих программ, справочников, учебных баз данных, тренажеров, контролирующих программ. Электронный учебник может использоваться для проведения лабораторного практикума.
Электронный учебник может использоваться прежде всего в качестве средства учебной деятельности. Он позволяет реализовать разветвляющую структуру учебного материала. Эта последовательность может изменяться учителем или учеником. В свою очередь педагогические воздействия планируются учителем в зависимости от выбранного им режима управления учебной деятельностью.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.