Задача социального педагога – создать такую педагогическую ситуацию, чтобы помочь ребенку выйти из кризиса, учитывая, что такие дети очень привязываются к воспитателю.
Работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению, предполагает педагогический процесс перевоспитания. Перевоспитание – это трудный процесс и для воспитанника, и для воспитателя. Воспитанник должен заинтересоваться перспективой нового пути. Воспитатель должен поверить в человека, проанализировать прошлое, настоящее и представить будущее воспитанника, не напоминая о прошлом.
Социальному педагогу приходится сталкиваться в своей работе с исправлением, когда нужно помочь ребенку в корне изменить свое поведение, изменить все его сознание и стремления, чувства и волю. Перед социальным педагогом стоит вопрос: как изменить отношение ребенка к труду, спорту, другим людям? Что может стимулировать его на положительную деятельность, как отвернуть его от нравственно постыдных поступков? Как подвести ребенка к процессу саморазвития и самоактуализации?
Цель социального педагога в работе с детьми, подвергшимися жестокому обращению, состоит в том, чтобы помочь им «перешагнуть» через прошлое и самостоятельно изменить свою жизнь.
Социальному педагогу необходимо:
6. Установить контакт с ребенком, чтобы общение дало возможность его познать.
7. Познать ребенка. Знать его мысли, стремления, реакции, планы на будущее.
8. Установить добрые отношения, что поможет в его реабилитации.
Здесь важно социальному педагогу еще до встречи познакомиться с личным делом ребенка и изучить его.
Для проведения исследования можно использовать следующий диагностический инструментарий:
· «Социометрия».
· Формализованный протокол диагностического обследования.
· Анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» для учеников.
· Методика диагностики представлений ребенка о насилии «Незаконченные предложения».
· Методика интервью для диагностики насилия.
· Методика «Письмо другу».
· Карта наблюдений.
Сводная таблица уровней адаптированности детей, нуждами которых пренебрегают родители
Уровень адаптации |
Ф.И.О. |
Показатели СПА |
Незаконченные предложения |
Характеристика социального статуса семьи |
В |
А.К. |
Ярко выраженные показатели адаптированности: · приятие себя; · приятие других; Сбалансированные показатели: · эмоциональный комфорт и дискомфорт; · ожидание внутреннего и внешнего контроля; · доминирование и ведомость. Показатель дезадаптированности: · «уход» от проблем. |
Испытуемая мало знает о насилии. Она считает, что если ребенок виноват, то его нужно наказать, но не жестоким способом, а ограничить его права. Это вполне адекватное представление о насилии. |
Семья имеет статус многодетной и малообеспеченной. Дети проживают без отца. Санитарно – гигиенические условия проживания детей не соответствуют нормам. |
К.Ю. |
Ярко выраженные показатели адаптированности: · приятие себя; Сбалансированные показатели: · эмоциональный комфорт и дискомфорт; · ожидание внутреннего и внешнего контроля; · доминирование и ведомость. · приятие других. |
Представление о насилии неоднозначное. Говорит о том, что детей нужно наказывать, но своих детей никогда наказывать не будет. В семье часто возникают конфликты, что очень волнует ребенка. |
Семья имеет статус неблагополучной: малообеспеченной. | |
К.В. |
Ярко выраженные показатели адаптированности: · приятие себя; · ожидание внутреннего контроля; Сбалансированные показатели: · эмоциональный комфорт и дискомфорт; Показатели дезадаптированности: конфликт с другими людьми; |
Девочка боится идти домой, получив неудовлетвори тельную оценку, что говорит о конфликтах в семье по поводу учебы. Считает адекватным наказанием – ремень. |
Семья имеет статус неблагополучной: малообеспеченной. Девочка находится под опекой бабушки. | |
Т.Н. |
Ярко выраженные показатели адаптированности: · приятие себя; · приятие других; · эмоциональный комфорт; · ожидание внутреннего контроля; доминирование. |
У девочки возникают частые конфликты с братьями. Она избегает всяческого общения. Боится наказания ремнем, но считает его приемлемым. |
Семья имеет статус неполной, многодетной и малообеспеченной. Семья «группы риска». | |
Н.М. |
Сбалансированные показатели: · приятие – неприятие себя; · приятие – неприятие других; · эмоциональный комфорт и дискомфорт; · ожидание внутреннего и внешнего контроля; · доминирование и ведомость. |
В семье девочки возникают конфликты только из-за успеваемости. У испытуемой вполне адекватное представление о насилии. |
Семья имеет статус неблагополучной: малообеспеченной. | |
С |
А.К. |
Ярко выраженные показатели адаптированности: · приятие себя; · ожидание внутреннего контроля; Сбалансированные показатели: · приятие – неприятие других; · доминирование и ведомость; Показатель дезадаптированности: · эмоциональный дискомфорт. |
В семье редко возникают конфликты, поэтому у ребенка адекватное представление о нормах и ценностях в семье. Насилие представляет очень эмоционально и отрицательно. |
Семья имеет статус неблагополучной: многодетной и малообеспеченной. Дети проживают без отца. Условия проживания детей не соответствуют нормам. |
П.Е. |
Сбалансированные показатели: · приятие – неприятие себя; · приятие – неприятие других; · эмоциональный комфорт и дискомфорт; · ожидание внутреннего и внешнего контроля; Показатель дезадаптированности: · ведомость. |
По результатам методики можно сделать вывод о том, что в семье ребенок подвергается насилию. Родители ругают и бьют девочку из-за неуспеваемости. Ей не хватает любви и ласки со стороны родителей. |
Семья имеет статус неблагополучной: многодетной и малообеспеченной. Дети воспитываются матерью и отчимом. | |
К.А. |
Ярко выраженные показатели адаптированности: · приятие себя; Сбалансированные показатели: · приятие – неприятие других; · ожидание внутреннего и внешнего контроля; · доминирование и ведомость; Показатель дезадаптированности: · эмоциональный дискомфорт. |
В семье часто возникают конфликты по поводу систематичного употребления мальчиком алкогольных напитков. |
Семья имеет статус неблагополучной: неполной и малообеспеченной. Санитарно – гигиенические условия проживания не соответствуют нормам. | |
М.С. |
Ярко выраженные показатели адаптированности: · приятие себя; Сбалансированные показатели: · приятие – неприятие других; · эмоциональный комфорт и дискомфорт; · ожидание внутреннего и внешнего контроля; Показатель дезадаптированности: · ведомость. |
В семье к ребенку предъявляются довольно высокие требования, в следствие чего возникают конфликты. Ребенок тяжело переживает наказание со стороны родителей. |
Семья имеет статус неблагополучной: малообеспеченной. | |
Д.И. |
Сбалансированные показатели: · приятие – неприятие себя; · приятие – неприятие других; · эмоциональный комфорт и дискомфорт; · ожидание внутреннего и внешнего контроля; · доминирование и ведомость. |
Конфликты в семье возникают из-за материально-экономических проблем. Мальчик считает, что провинность ребенка не повод его наказывать и считает, что приемлемых наказаний нет. |
Семья имеет статус неблагополучной: неполной и малообеспеченной. Санитарно – гигиенические условия проживания не соответствуют нормам. | |
О.Д. |
Ярко выраженные показатели адаптированности: · приятие себя; · ожидание внутреннего контроля; Сбалансированные показатели: · приятие – неприятие других; · доминирование и ведомость; Показатель дезадаптированности: · эмоциональный дискомфорт. |
В семье ребенка унижают и оскорбляют, что очень сильно влияет на ее эмоциональный комфорт. Приемлемым наказанием считает – ограничение в правах. |
Семья имеет статус неблагополучной: малообеспеченной. Санитарно – гигиенические условия проживания соответствуют нормам. | |
В.Е. |
Ярко выраженные показатели адаптированности: · доминирование; · приятие себя; · ожидание внутреннего контроля; Сбалансированные показатели: · приятие – неприятие других; · эмоциональный комфорт и дискомфорт; Показатель дезадаптированности: · «уход» от проблем. |
При возникновении конфликтов, ребенок предпочитает быть один, либо убежать из дома, что говорит о полном непонимании в семье. Считает, что наказывать детей нельзя. |
Семья имеет статус неблагополучной: малообеспеченной. Санитарно – гигиенические условия проживания не соответствуют нормам. | |
А.И. |
Ярко выраженные показатели адаптированности: · приятие других; · эмоциональный комфорт; Сбалансированные показатели: · приятие – неприятие себя; · ожидание внутреннего и внешнего контроля; · доминирование и ведомость. |
При любых конфликтах в семье ребенок винит себя, либо так считают его родители и навязывают свое мнение. Приемлемым наказанием считает – ограничение в деньгах. |
Семья имеет статус неблагополучной: неполной и малообеспеченной. | |
К.К. |
Ярко выраженные показатели адаптированности: · приятие других; Сбалансированные показатели: · приятие – неприятие себя; · ожидание внутреннего и внешнего контроля; · эмоциональный комфорт и дискомфорт; Показатель дезадаптированности: · ведомость. |
Ребенок проявляет агрессию по отношению к другим людям, способен проявлять насилие по отношению к ним. Приемлемым наказанием считает ремень. |
Семья имеет статус неблагополучной: полной и малообеспеченной. | |
П.И. |
Ярко выраженные показатели адаптированности: · эмоциональный комфорт; Сбалансированные показатели: · приятие – неприятие себя; · приятие – неприятие других; · ожидание внутреннего и внешнего контроля; · доминирование и ведомость. |
В семье возникают конфликты из-за оценок девочки, в следствие чего, ее не отпускают гулять. Адекватным наказанием считает строгий выговор. |
Семья имеет статус неблагополучной: неполной и малообеспеченной. Девочка воспитывается одной матерью. | |
Д.С. |
Сбалансированные показатели: · приятие – неприятие себя; · приятие – неприятие других; · ожидание внутреннего и внешнего контроля; Показатель дезадаптированности: · ведомость; · эмоциональный дискомфорт. |
Конфликты в семье возникают из-за материально-экономических проблем и успеваемости ребенка. Приемлемым наказанием считает – ремень. |
Семья имеет статус неблагополучной: малообеспеченной. | |
М.С. |
Сбалансированные показатели: · приятие – неприятие себя; · приятие – неприятие других; · ожидание внутреннего и внешнего контроля; · доминирование и ведомость; · эмоциональный комфорт и дискомфорт. |
В семье довольно дружеские отношения. Конфликты возникают редко, но с применением физической силы. Ребенок считает это адекватным наказанием. |
Семья имеет статус неблагополучной: малообеспеченной, «группы риска». Девочка воспитывается матерью и отчимом. | |
Ч.Ю. |
Ярко выраженные показатели адаптированности: · приятие себя; · приятие других; · ожидание внутреннего контроля; Сбалансированные показатели: · доминирование и ведомость; · эмоциональный комфорт и дискомфорт. |
В семье присутствует эмоциональный комфорт, но иногда возникают конфликты с отцом из-за поведения Ю., при этом ребенок наказывается ремнем. Девочка переживает их очень эмоционально. Считает, что достаточно всего лишь поругать, но не больше. |
Семья имеет статус неблагополучной: малообеспеченной. Семья полная, но мама девочки имеет инвалидность. | |
С.Н. |
Ярко выраженные показатели адаптированности: · приятие себя; · ожидание внутреннего контроля; · доминирование; Сбалансированные показатели: · приятие – неприятие других; · эмоциональный комфорт и дискомфорт. |
В семье часто возникают конфликты на «бытовой почве». Девочка считает, что наказание не может быть приемлемым. |
Семья имеет статус неблагополучной: неполной, малообеспеченной. | |
К.С. |
Ярко выраженные показатели адаптированности: · приятие себя; · приятие других; Сбалансированные показатели: · доминирование и ведомость; Показатели дезадаптированности: · эмоциональный дискомфорт; · ожидание внешнего контроля; |
Редко возникающие конфликты в семье, сопровождаются ограничением прав ребенка. Девочка считает это адекватным наказанием. |
Семья имеет статус неблагополучной: малообеспеченной. | |
Г.К. |
Сбалансированные показатели: · приятие – неприятие себя; · приятие – неприятие других; · ожидание внутреннего и внешнего контроля; · доминирование и ведомость; · эмоциональный комфорт и дискомфорт. |
Испытуемая не подвергается физическим наказаниям, в следствие конфликтов с мамой, но ограничивается в правах. Девочка считает, что родители не должны наказывать детей, а должны с ними просто побеседовать. |
Семья имеет статус неблагополучной: неполной и малообеспеченной. | |
Н |
К.Т. |
Сбалансированные показатели: · эмоциональный комфорт и дискомфорт; Показатели дезадаптированности: · неприятие себя; · неприятие других; · ожидание внешнего контроля; · ведомость. |
В семье очень часто возникают конфликты из-за успеваемости девочки. Во всем, что происходит в семье, винят ребенка. К.Т. считает, что ее можно ругать, т. к. она это заслуживает и считает это самым приемлемым наказанием. |
Семья имеет статус неблагополучной: неполной и малообеспеченной. |
О.А. |
Ярко выраженные показатели адаптированности: · приятие себя; Сбалансированные показатели: · ожидание внутреннего и внешнего контроля; Показатели дезадаптированности: · неприятие других; · эмоциональный дискомфорт; · ведомость. |
Конфликты в семье возникают из-за материально-экономических проблем и успеваемости ребенка. Приемлемым наказанием считает – ограничение прав. |
Семья имеет статус неблагополучной: полной и малообеспеченной. | |
П.А. |
Ярко выраженные показатели адаптированности: · приятие себя; Сбалансированные показатели: · доминирование и ведомость; Показатели дезадаптированности: · неприятие других; · эмоциональный дискомфорт; · ожидание внешнего контроля. |
В семье часто возникают конфликты из-за поведения мальчика. Приемлемым наказанием считает ограничение в правах. |
Семья имеет статус неблагополучной: неполной и малообеспеченной. | |
П.Д. |
Ярко выраженные показатели адаптированности: · эмоциональный комфорт; Сбалансированные показатели: · приятие – неприятие себя; · приятие – неприятие других; · ожидание внутреннего и внешнего контроля; Показатели дезадаптированности: · ведомость; · «уход» от проблем. |
При ссорах в семье, ребенок уходит из дома, возвращаясь вечером. Не выносит конфликтов, поэтому считает, что ругать ребенка нельзя, а бить тем более. |
Семья имеет статус неблагополучной: малообеспеченной. Санитарно – гигиенические условия проживания не соответствуют нормам. | |
Ш.Е. |
Сбалансированные показатели: · приятие – неприятие себя; · приятие – неприятие других; · ожидание внутреннего и внешнего контроля; · доминирование и ведомость; Показатели дезадаптированности: · эмоциональный дискомфорт. |
В семье возникают конфликты из-за успеваемости и поведения мальчика, нередко сопровождающиеся применением физической силы. Ребенок считает, что лучше запретить гулять, чем ударить. |
Семья имеет статус неблагополучной: неполной и малообеспеченной. | |
М.К. |
Сбалансированные показатели: · ожидание внутреннего и внешнего контроля; · приятие – неприятие других; · доминирование и ведомость; Показатели дезадаптированности: · неприятие себя; · эмоциональный дискомфорт. |
У ребенка выражена агрессия по отношению к окружающим, которые не прислушиваются к его мнению. Считает, что если его ребенок бы его не слушал, то применение физической силы необходимо. |
Семья имеет статус неблагополучной: неполной и малообеспеченной. | |
К.В. |
Сбалансированные показатели: · эмоциональный комфорт и дискомфорт; Показатели дезадаптированности: · неприятие себя; · неприятие других; · ожидание внешнего контроля; · ведомость; · «уход» от проблем. |
Родители мальчика употребляют спиртные напитки, вследствие чего возникают ссоры, а также происходит применение физической силы к ребенку. Ребенок считает, что родители не должны поднимать руку и ругать его. |
Семья имеет статус неблагополучной: малообеспеченной. | |
П.Т. |
Сбалансированные показатели: · приятие – неприятие других; · доминирование и ведомость; · эмоциональный комфорт и дискомфорт; Показатель дезадаптированности: · приятие себя; · ожидание внешнего контроля. |
Ребенок привык, что все решения за него принимают родители, поэтому считает, что ответственности никакой не несет. Приемлемым наказанием считает игнорирование ребенка. |
Семья имеет статус неблагополучной: многодетной и малообеспеченной. | |
Н.А. |
Сбалансированные показатели: · приятие – неприятие себя; Показатели дезадаптированности: · неприятие других; · ожидание внешнего контроля; · ведомость; · эмоциональный дискомфорт. |
В семье нет эмоционального комфорта. Постоянное возникновение конфликтов выбивает ребенка из учебного процесса. Считает, что приемлемых наказаний не бывает. |
Семья имеет статус неблагополучной: неполной и малообеспеченной. | |
Ц.Д. |
Сбалансированные показатели: · приятие – неприятие себя; · приятие – неприятие других; · ожидание внутреннего и внешнего контроля; · эмоциональный комфорт и дискомфорт. Показатель дезадаптированности: · ведомость. |
Конфликты в семье возникают редко. При провинности мальчика, он наказывается ремнем. Ребенок считает, что это адекватное наказание, но своих детей он никогда так наказывать не будет. |
Семья имеет статус полной, малообеспеченной, «группы риска». | |
Б.Л. |
Сбалансированные показатели: · приятие – неприятие себя; · приятие – неприятие других; · доминирование и ведомость; Показатели дезадаптированности: · ожидание внешнего контроля; · эмоциональный дискомфорт. |
В семье возникают конфликты из-за поведения девочки. Так как бабушка пожилого возраста, то Л. перестала ее слушаться. Приемлемым наказанием считает – ограничение прав. |
Семья имеет статус благополучной, полной. Бабушка и дедушка являются опекунами. Условия проживания соответствуют нормам. Родители лишены родительских прав. | |
П.И. |
Показатели дезадаптированности: · неприятие себя; · неприятие других; · ожидание внешнего контроля; · ведомость; · эмоциональный дискомфорт; · «уход» от проблем. |
Часто возникающие ссоры в семье, сопровождаются оскорблениями и угрозами, поэтому девочка убегала из дома. Считает, что ребенка вообще нельзя наказывать. |
Семья имеет статус неблагополучной: неполной и малообеспеченной. Девочка воспитывается одной матерью. | |
М.О. |
Сбалансированные показатели: · ожидание внутреннего и внешнего контроля; Показатели дезадаптированности: · неприятие себя; · неприятие других; · ведомость; · эмоциональный дискомфорт; · «уход» от проблем. |
Родители не применяют к мальчику физического насилия, но ругают его. Ребенок считает это адекватным наказанием. |
Семья имеет статус неблагополучной: неполной и малообеспеченной. Мальчик воспитывается одним отцом. | |
Р.С. |
Показатели дезадаптированности: · неприятие себя; · неприятие других; · ожидание внешнего контроля; · ведомость; · эмоциональный дискомфорт; · «уход» от проблем. |
В семье часто возникают конфликты из-за поведения мальчика. Ребенок получает от матери слова унижения, поэтому часто любит быть в одиночестве. Считает, что приемлемое наказание – ремень. |
Семья имеет статус неблагополучной: неполной и малообеспеченной. Мальчик воспитывается одной матерью. | |
В.Ю. |
Ярко выраженные показатели адаптированности: · приятие себя; · ожидание внутреннего контроля; Сбалансированные показатели: · эмоциональный комфорт и дискомфорт; · приятие – неприятие других; Показатель дезадаптированности: · ведомость. |
Родители девочки употребляют спиртные напитки, вследствие чего возникают ссоры, а также происходит применение физической силы к ребенку. Девочка считает, что если необходимо, то ребенка нужно ругать. |
Семья имеет статус неблагополучной: неполной и малообеспеченной. Девочка воспитывается одной матерью. | |
К.В. |
Показатели дезадаптированности: · неприятие себя; · неприятие других; · ожидание внешнего контроля; · ведомость; · эмоциональный дискомфорт; · «уход» от проблем |
Ребенка постоянно отчитывают за его дисциплину и успеваемость. Мальчик предпочитает находиться в одиночестве, чем с кем-либо. Считает приемлемым наказанием – ремень. |
Семья имеет статус неблагополучной: полной и малообеспеченной. | |
А.С. |
Сбалансированные показатели: · ожидание внутреннего и внешнего контроля; · эмоциональный комфорт и дискомфорт; · приятие – неприятие других; Показатель дезадаптированности: · неприятие себя; · ведомость. |
В семье возникают конфликты из-за успеваемости и поведения мальчика, нередко сопровождающиеся применением физической силы. Ребенок считает, что его вины нет ни в чем, а за все должны отвечать родители. |
Семья имеет статус неблагополучной: полной и малообеспеченной. | |
С.А. |
Сбалансированные показатели: · приятие – неприятие других; · ожидание внутреннего и внешнего контроля; Показатели дезадаптированности: · неприятие себя; · ведомость; · эмоциональный дискомфорт. |
В семье часто возникают конфликты из-за поведения мальчика. Ребенок получает от матери слова унижения и изредка возможно применение физической силы. Считает, что приемлемое наказание – ограничение в правах. |
Семья имеет статус полной, малообеспеченной, «группы риска». | |
К.Н. |
Ярко выраженные показатели адаптированности: · приятие себя; Сбалансированные показатели: · приятие – неприятие других; · ожидание внутреннего и внешнего контроля; · эмоциональный комфорт и дискомфорт; · доминирование и ведомость; Показатель дезадаптированности: · «уход» от проблем |
Конфликты в семье возникают из-за материально-экономических проблем и успеваемости ребенка. Считает, что наказывать ребенка нельзя, какие бы поступки он не совершал. |
Семья имеет статус неблагополучной: полной, малообеспеченной. | |
Л.С. |
Сбалансированные показатели: · приятие – неприятие себя; · ожидание внутреннего и внешнего контроля; Показатели дезадаптированности: · неприятие других; · эмоциональный дискомфорт; · ведомость. |
В семье часто возникают конфликты по поводу систематичного употребления мальчиком алкогольных напитков и поведения. Адекватным наказанием считает скандал. |
Семья имеет статус неблагополучной: неполной и малообеспеченной. Мальчик воспитывается одной матерью. | |
Б.В. |
Сбалансированные показатели: · приятие – неприятие себя; · приятие – неприятие других; · эмоциональный комфорт и дискомфорт; Показатели дезадаптированности: · ожидание внешнего контроля; · ведомость. |
В семье ребенок не может высказать свое мнение, так как мама постоянно ее за это ругает. Мама девочки – демократичный человек, поэтому все решения за ребенка принимает сама. |
Семья имеет статус неблагополучной: неполной и малообеспеченной. Девочка воспитывается одной матерью. | |
С.Л. |
Сбалансированные показатели: · ожидание внешнего и внутреннего контроля; Показатели дезадаптированности: · неприятие других; · неприятие себя; · ведомость; · эмоциональный дискомфорт; · «уход» от проблем. |
Ребенок проявляет агрессию по отношению к другим людям, способен проявлять насилие по отношению к ним. Родители мальчика часто выпивают спиртные напитки. Приемлемым наказанием считает ремень. |
Семья имеет статус полной, малообеспеченной, «группы риска». | |
Б.Я. |
Ярко выраженные показатели адаптированности: · приятие себя; · приятие других; Сбалансированные показатели: · эмоциональный комфорт и дискомфорт; Показатели дезадаптированности: · ожидание внешнего контроля; · ведомость; · «уход» от проблем. |
На конфликты в семье, возникающие по причине школьной неуспеваемости, ребенок реагирует очень эмоционально. Физического насилия родители не применяют, но постоянно укоряют ребенка за его любые поступки. Приемлемым наказанием считает – ограничение прав. |
Семья имеет статус неблагополучной: малообеспеченной. Санитарно – гигиенические условия проживания не соответствуют нормам. |
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.