· в связи с неуспеваемостью его могут оставить на второй год, либо перевести в коррекционный класс.
Все перечисленные трудности способствуют тому, что он будет чувствовать себя в школе несостоятельным и частично или полностью «выпадет» из процесса обучения. У ребенка формируется стойкий негативизм к школе и любому обучению вообще. Как правило, снова возникает вопрос об интеллектуальной полноценности ребенка, о возможности его обучения. Хроническое чувство неуспешности и отвращение к школе приводит к тому, что в качестве альтернативных вариантов, у ребенка остается пребывание дома или в уличной компании.
При психологическом обследовании в этих случаях выявляется определенная структура интеллекта. Общий показатель интеллекта соответствует либо низкой норме, либо пограничной умственной отсталости. Невербальный интеллект при этом может быть хорошо развитым, а в структуре вербального интеллекта выявляется недостаточность общих знаний, словарного запаса и плохая ориентированность в социальных вопросах.
Социально-педагогическая запущенность является одним из видов неправильного обращения с ребенком, в частности, многими авторами она квалифицируется как neglect - пренебрежение нуждами ребенка, не предоставление ему возможностей развиваться, получать образование.
При этом, если дети, пострадавшие от других видов насилия (физического, сексуального), вызывают сочувствие окружающих, то дети с социально-педагогической запущенностью, как правило, отвергаются, их часто ругают, над ними смеются и т.п., что способствует снижению и без того невысокой самооценки и еще больше обостряет школьные проблемы.
Помощь таким детям оказывать очень трудно в силу переплетенности разных проблем: сформированного у ребенка недоверия к окружающим, нарушенной мотивации к продуктивной деятельности и привычного чувства своей несостоятельности .
Статистика пренебрежения нуждами ребенка показывает, что пренебрежение нуждами ребенка наиболее распространено в младшей возрастной группе – 23% случаев касались детей в возрасте от рождения до двух лет. Плохой уход, пренебрежения нуждами ребенка чаще исходит от женщин (61%), чем от мужчин (39%).
Безразличное отношение к своим детям может быть вызвано не только уже приводящимися причинами (личностные особенности родителей, наличие случаев применения насилия в прошлом, стрессы, испытываемые личностью), но его причиной также может являться специфическое отношение к ребенку: он нелюбимый, нежеланный и т.д. Во многом взаимоотношения родителей и детей зависят от социального статуса семьи.
В большинстве случаев уже по внешним признакам можно судить, что ребенок воспитывается в атмосфере безразличия и пренебрежения. Он плохо растет, не набирает веса, так как постоянно голодает, попрошайничает или даже крадет пищу; находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, не опрятен; не получает должной медицинской помощи (нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи и т.д.); не ходит в школу или прогуливает ее. Педагоги и психологи, работая с этой категорией детей, отмечают у них повышенную утомляемость, апатичность, различного рода отклонения в поведении.
Основные виды пренебрежения нуждами ребенка:
1) отказ от ребенка: дети, от которых отказались совсем или на продолжительное время;
2) недостаток заботы:
· очень маленькие дети, оставленные без присмотра;
· дети оставлены под присмотром других детей, которые слишком малы, чтобы заботиться о младших;
· дети, о которых мало заботятся в течение длительного времени, не обращают внимания на то, что они занимаются опасной деятельностью;
3) отсутствие подходящей одежды и хорошей гигиены:
· дети одеты не по погоде, постоянно болеют простудными заболеваниями;
· дети с обморожениями или с солнечными ожогами, что связано с отсутствием подходящей одежды, ухода и внимания;
· сыпь и другие кожные заболевания, появившиеся в результате плохой гигиены;
· дети постоянно грязные, гигиенически запущенные;
4) нехватка медицинской помощи: дети, чьи потребности в медицинской помощи не удовлетворены;
5) недостаток соответствующего образования: дети, которые постоянно пропускают занятия в школе или вообще не посещают школу;
6) недостаток необходимого питания:
· дети, которых мало кормят или кормят некачественной пищей;
· дети, которые постоянно жалуются на голод, ищут еду в мусорных баках, выпрашивают и т.д.;
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.