Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. В процессе изучения математики учащиеся должны овладеть множеством математических понятий, их свойств, отношений, а также должны уметь обнаруживать и обосновывать эти свойства, применять их при решении практических задач. Изучение характера усвоения учащимися учебного материала, оценка их знаний и умений, выявление уровня умственного развития и развития познавательных способностей — необходимая сторона процесса обучения, составляющая внутреннее содержание каждого его звена. Поэтому, в данной работе рассмотрим цели, задачи контроля, для выяснения роли проверки в процессе обучения математике рассмотрим ее наиболее значимые функции, виды, в соответствии с формами обучения рассмотрим формы и методы контроля знаний и умений учащихся.
Контроль является частью процесса обучения. Контроль – это выявление и сравнение (на определенном этапе обучения) результата учебной деятельности с требованиями, которые задаются к этому результату программой. Причем, контроль знаний и умений конкретного ученика предусматривает оценку этих знаний и умений только по результатам его личной учебной деятельности.
Составным компонентом контроля является проверка знаний. Основной дидактической функцией проверки знаний учащихся по математике является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, что включает в себя: выявление недостатков течения учебного процесса, выявление пробелов знаний у учащихся, определение степени усвоения учебного материала по математике. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и выставление отметки (результата оценивания).
Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность.
Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой по математике. Конкретизация основной цели контроля связана с обучением школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле, а также предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы. Одной из важнейших целей контроля знаний и умений учащихся следует считать проверку работы учителя для корректирования подготовки и проведения уроков. Правильно поставленный контроль может и должен дать учителю четкое представление о качестве его работы, о допущенных им ошибках, путях их своевременного устранения.
Не менее важная цель проверки – мотивирование регулярной, напряженной и целенаправленной работы учащихся, стимулирование их внимательности, сосредоточенности на уроке и при самостоятельных занятиях. Интенсивность и регулярность работы учащихся зависит главным образом от частоты и регулярности контроля. От регулярности контроля зависит и длительность сохранения в памяти учащихся усвоенных знаний. При регулярном контроле создаются наилучшие условия приобретения умений и навыков, развития мышления учащихся. Контроль знаний дает возможность учащимся сопоставить свою работу с требованиями учителя и внести, если нужно, необходимые коррективы в свою подготовку. В ходе контроля учащемуся и учителю становятся известными недоработки учащегося. Благодаря этому, учащийся может представить себе, над чем, он должен дополнительно поработать, а учитель — в чем может состоять его помощь учащемуся. Контроль знаний и умений учащихся способствует повторению и закреплению материала, проверяя учащегося по сравнительно небольшой части изученного, предусмотренного программой, учитель может судить об усвоении всего его объема.
Подготовка и процедура контроля способствуют развитию устной и письменной речи учащихся, их способности последовательно излагать свои мысли, четкости и логичности мышления.
Контроль осуществляется в полном соответствии с принципами обучения. Он должен быть научно обоснованным, систематичным и последовательным, обеспечивать сознательность и активность учащихся в обучении, быть наглядным и доступным, способствовать формированию устойчивых и прочных знаний, умений и навыков.
Задачи контроля в процессе обучения разносторонни:
• установить готовность учащихся к восприятию и усвоению новых знаний (установить необходимые внутрипредметные и межпредметные связи);
• получить информацию о характере самостоятельной работы учащихся в процессе обучения;
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.