В основу программы положен опыт воспитания ребенка как артиста-творца-исполнителя с позиции театральной "школы переживания", созданной К.С.Станиславским, где учитываются личностный опыт ребенка и уровень его психофизического развития.
Содержание образования, согласно педагогической системе Станиславского, строится по трем разделам:
1. Актерское мастерство (с элементами сценического движения и пантомимики).
2.Сценическая речь (техника речи, выразительность речи).
3. Искусство театра (история и специфика театрального искусства).
Механизм обеспечения эффективности программы базируется на рефлексии педагога и детей посредством актерского тренинга и ситуационных игр на каждом учебном занятии – действе, организованном по специально созданной режиссерской модели, включающей в себя разработку замысла и воплощения педагогической идеи как содержания образования. Такая предварительная подготовка обеспечивает открытую режиссуру каждого занятия по данному курсу, дает возможность активного сотворчества, соигры, события педагога и ребенка и позволяет дошкольнику приобрести необходимый культурный опыт в естественных условий образовательной среды.
Таким образом, программное содержание представляет собой действенно-игровое по характеру познания и отражения действительности, где в системе творец-исполнитель-зритель развиваются критические суждения, познавательно-аналитические способности и внутренняя эмоциональная активность дошкольника. Поэтому "Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства" - это одна из версий решения проблемы гуманизации образования ребенка дошкольного возраста в театральной деятельности ДОУ, предлагаемая к реализации в виде отдельного учебно-развивающего предмета или в виде интегративной части образовательного блока.
Велика воспитательная сила искусства, его возможность благотворно воздействовать на духовный мир человека. Поэт Павел Анто-Кольский говорит: "Все дети, решительно все, рождаются таланливыми в той или другой области искусства. Бездарность ребенка всегда результат воспитания точнее же результат отсутствия воспитания, заботы о нем?
Наблюдая за детьми в своей речевой группе я заметила, что многие из них, эмоционально откликаются на музыку, очень восприимчивы переживаниям сказочных героев, пытаются я играх воспроизвести фрагменты спектакля. Так возникла идея использовать все способности детей через театральное искусство. Театрализированная деятельность нaпpямую связана с жизнью ребенка: обогащая детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к литературе и искусству, формирует диалогическую, эмоционально насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-этичесческому воспитанию каждого ребенка.
Прежде чем начать работу, я изучила особенности отношения детей к творческой игре, выявила уровень развития игровых умений и навыке каждого ребенка. У 60% детей очень эмоциональная передача образа, 40% детей – не могли передать характер персонажа с помощью мимики и пластики, очень редко использовали жесты. 15% -не задели приемам куклoвoждeния из-за плохого развития моторики руки. Также отметила что такие дети, как Саша М., Настя Б., Наташа А., Миша К., Люба К. были очень застенчивые и необщительные, особенно в общении с незнакомые людьми, как со взрослыми, так и с детьми, а Юля Л., Арина О., Марина И., Антон Х., Саша С. могли самостоятельно выбрать сюжет, распределить роли. Я думаю в результате планомерной целенаправленной работы, что у большинства детей проявятся способности к выразительной передаче образа литературных персонажей и активно будут использоваться такие выразительные средства, как мимика, интонация, движения.
Наш театр мы назвали ''Золотой ключик", включили в него различные виды театрального искусства: кукольный театр, литературно-музыкальные композиции, драматизацию сказок, настольный и теневой театр, в этом году включили кукольный театр. Занятия театрального кружка проводятся 1 раз в неделю по перспективному плану. Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения.
Начали мы с экскурсии в кукольный театр. Дети познакомились с новыми профессиями: актер, суфлер, гример, оператор, осветитель, режиссер. Были на сцене, в гримерной, в кабинете главного режиссера; посмотрели, как делают игрушки, где хранят. Дети восторгалась увиденным: "Сколько много масок: и Бабы Яги, медведя, змея Горыныча." "Сколько игрушек разных, как в магазине". Познакомила детей с историей кукольного театра. Рассказала о том, что первой куклой был Петрушка, но не такой, как сейчас. Рассказала как он выглядел, звали его не просто Петрушка, а Петрутка-Муся. Этот петрушка рассказывал истории, увиденные в жизни, высмеивая богатых, их несправедливость, жадность, т.е. пороки людей. Петрушка-сатира, так называли его.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.