Общее недоразвитие речи у детей – это специфическое проявление речевой аномалии, при которой часто нарушено или отстаёт от общепринятой нормы формирование главных компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. При этом типичным является отклонение в произносительной и смысловой сторонах речи.
Левиной Р.Е.в работе «Нарушение письма у детей с недоразвитием речи» в 1961 году было сформировано теоретическое обоснование этого состояния в особую категорию, среди детей имеющих нарушения речи.
Всё многообразие недоразвития речи было представлено в трёх уровнях: отсутствие общеупотребительной речи; начатки общеупотребительной речи, развёрнутая речь с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития.
Речевая недостаточность у детей младшего школьного возраста варьируется от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия развернутой с выраженным проявлением лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В соответствии с этим остаются актуальными условные деления на уровни развития, когда общим являются значительные отставания в появлениях активной речи, ограничение словарного запаса, аграмматизмы, недостаточное звукопроизношение и фонематическое восприятие. Степень выраженности эти отклонений бывает весьма различна.
Р.Е. Левиной было выявлено четыре уровня речевого развития.
I уровень развития речи характеризуется как отсутствие речи, так называемые «безречевые дети». Дети используют «лепетные» слова, звукоподражания, сопровождают свои высказывания мимикой и жестами. Например, «би-би» может означать самолёт, самосвал, пароход. У детей активный словарь состоит из небольшого количества нечётко произносимых обиходных слов. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий. Речь ребёнка понятна окружающим лишь в конкретной ситуации.
II уровень речевого развития дошкольников чаще может быть охарактеризован начатками общеупотребительной речи. Ребенок использует в общении простые по конструкции или искаженные фразы, владеет обиходным словарным запасом (чаще всего пассивным). В речи ребенка дифференцировано обозначается название предмета, действия и отдельных признаков. На данном уровне бывает возможным употребление в собственной речи союзов, местоимений, различных предлогов в элементарном значении. Ребенок может отвечать на вопросы, при помощи педагога, составить рассказ по картинке, рассказать о своей семье.
Более высокий, III уровень речевого развития определяется наличиями наибольшей развёрнутости во фразовой речи с элементами лексико-грамматического недоразвития. Ребенок может более свободно общаться со своим окружением, но нуждается в помощи своих родителей (педагогов), вносящих в его речь различные пояснения. В самостоятельном общении продолжают оставаться затруднения, и ограниченность в знакомых ситуациях.
К IV уровню речевого развития относят детей с нерезко выраженным остаточным проявлением фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития речи. В речи ребенка встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слов и звук наполняемости. Дети пропускают слоги в словах, переставляют звуки, добавляют слоги. При достаточно обильном предметном словаре могут отсутствовать слова, обозначающие частей тела, некоторых птиц и животных, растений и т.д.
Практическое изучение детей с ОНР раскрывает многообразие клинических проявлений этого диагноза. У детей с ОНР III уровня могут быть выявлены признаки общего недоразвития речи без выраженных нарушений нервно – психической деятельности, поражения в центральной нервной системы отсутствуют. Лишь в части случаев анамнез может содержать сведения о токсикозе второй половины беременности, что чаще приводит к осложнениям в пренатальный и натальный периоды, соматической ослабленности ребёнка в первые месяцы и годы жизни. Если рассматривать психическую сторону развития, то отмечаются отдельные черты в общей эмоциональной незрелости, слабой регуляции в произвольной деятельности. Дизонтогенетический вариант общего недоразвития речи может подтвердить наличие малых неврологических дисфункций: недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, нарушение регуляции мышечного тонуса, несформированность кинетического и динамического праксиса.
К нарушению речи могут привести различные неблагоприятные воздействия на формирования мозга во внутриутробном периоде, во время самих родов, и первые годы жизни ребёнка.
Степень и структура речевой недостаточности во многом зависит от тяжести и локализации мозговых поражений, а эти факторы в свою очередь могут быть связаны со временем патогенного влияния на мозг.
При этом наиболее тяжелые поражения мозга возникают в период раннего эмбриогенеза, в 3–4 месяца внутриутробной жизни, в период наиболее интенсивного дифференцирования нервных клеток.
Ребенок с речевым нарушением обычно имеет функциональное или органическое отклонение в состоянии центральной нервной системы. Наличие органических поражений мозга обусловливает то, что ребенок может плохо переносить духоту, жару, поездки в транспорте, долгие качания на качели, нередко возникают жалобы на головную боль, тошноту и головокружение. У многих детей можно выявить различные двигательные нарушения – недифференцированные движения пальцев рук, нарушение равновесия координации движения, артикуляционных движений (несформированность орального и общего праксиса).
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.