Любовь у Тургенева, подобно свече, внесенной в заброшенную, темную комнату, озаряет жизнь. Но долговечна ли она, и счастлива ли?
Кажется, счастье любви не раз было близко и возможно для самого писателя. "Премухинский роман" с Татьяной Александровной Бакуниной, долголетняя сердечная дружба с графиней Елизаветой Егоровной Ламберт, увлечение актрисой М. Г. Савиной, наконец страстная, хотя и не лишенная внутренней борьбы с собою, сорокалетняя привязанность к знаменитой французской певице и актрисе Полине Виардо.
Мать Тургенева – Варвара Петровна – имела собственное имение в Москве на Остоженке. Зиму она жила в Москве, вместе с ней жил и Иван Сергеевич. В сороковых годах в Москву приехала знаменитая певица и актриса Полина Виардо. Когда Тургенев в первый раз услышал ее пение он был поражен и восхищен ее талантом. В антрактах он познакомился с ней. В дальнейшем, Виардо сыграла большую роль в жизни писателя.
Певица много и успешно выступала, Тургенев посещал все ее выступления, всем о ней рассказывал, всюду ее превозносил, и быстро отделился от толпы ее бесчисленных поклонников. Их отношения развивались и вскоре достигли апогея. Лето 1848 года (как и предыдущее, как и последующее) он провел в Куртаневеле, в имении Полины.
Любовь к Полине оставалось и счастьем, и мукой Тургенева до последних его дней: Виардо была замужем, с мужем разводиться не собиралась, но и Тургенева не гнала. Он чувствовал себя на привязи, но порвать эту нить был не в силах. На тридцать с лишним лет писатель по сути превратился в члена семьи Виардо.
В одном из писем к Виардо Тургенев говорит об особом волнении, которое вызывает у него созерцание хрупкой зеленой веточки на фоне голубого бездонного неба. Тургенева поражает контраст между тоненькой веточкой, в которой трепетно бьется живая жизнь, и холодной бесконечностью равнодушного к ней неба. "Я не выношу неба, - говорит он, - но жизнь, действительность, ее капризы, ее случайности, ее привычки, ее мимолетную красоту… все это я обожаю".
В этом письме приоткрывается характерная особенность писательского облика Тургенева: чем острее он воспринимает мир в индивидуальной неповторимости преходящих явлений, тем тревожнее и трагичнее становится его любовь к жизни, к ее мимолетной красоте. Тургенев-художник наделен особым чувством времени, его неумолимого и стремительного хода.
С Тургеневым не только в литературу, в жизнь вошел поэтический образ спутницы русского героя, "тургеневской девушки" - Наташи Лагунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой, Марианны… Писатель избирает цветущий период в жизненной судьбе, когда в ожидании избранника встрепенется девичья душа, проснутся к временному торжеству все дремлющие ее возможности. В эти мгновения одухотворенное женское существо прекрасно тем, что оно превосходит само себя. Излучается такой преизбыток жизненных сил, какой не получит отклика и земного воплощения, но останется заманчивым обещанием чего-то бесконечно более высокого и совершенного, залогом вечности.
Вместе с образом "тургеневской девушки" входит в произведения писателя образ "тургеневской любви". Как правило, это первая любовь, одухотворенная и чистая: "Однообразно правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновение, молодость стоит на баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя, и что бы там впереди ее ни ждало – смерть или новая жизнь, - всему она шлет свой восторженный привет". Все тургеневские герои проходят испытание любовью – своего рода проверку на жизнеспособность не только в интимных, но и в общественных убеждениях.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.